Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки

Статьи

Все фото из статьи

Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.


Дерево обработано колерованным маслом

Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки

Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.

Дерево обработано колерованным маслом

Свойства

Масло, добываемое из семян льна, используется как кулинарный продукт и многофункциональное техническое средство. Большое количество полезных качеств обусловлено его структурой, химическим составом.

Основу нерафинированного растительного экстракта составляют триглицериды, включающие от 60 % до 90 % полиненасыщенных (линолевой и линоленовой) кислот. Биологическое значение таких кислот многогранно, поэтому масло из семян льна широко используют как пищевую добавку.

Для производственных целей, в частности для покрытия льняным маслом древесины, применяют технические сорта с менее тщательной степенью очистки. При высыхании остатки кислот полимеризуются, образуя прочную пленку, подобную покрытию из олифы.

Разбираемся в терминах

Колеровка лака для дерева (а также морилки, пропитки и прочих средств) означает постепенное добавление красителя до тех пор, пока он не приобретет нужный оттенок. То есть колер – краситель, который постепенно добавляется в раствор.

Обратите внимание! Под каждый тип средств для обработки дерева следует применять свой тип колера. В противном случае он может просто не раствориться при перемешивании, в результате получим суспензию, которая для обработки использоваться не может.

Что касается того, какой именно колер выбрать, то рекомендуется придерживаться карты цветов при его покупке. Также не лишним будет знать, что колер, в котором используются органические пигменты, не отличается особой стойкостью к свету. Поэтому для наружных работ лучше использовать колер, в котором использовались неорганические пигменты.

На фото – карта цветов для подбора нужного оттенка

Оттенок колера насчитать можно несколько сотен, одни только распространенные виды колеровки деревянных лестниц включают порядка 50-100 оттенков. Но если вдруг палитры цветов не хватит, то всегда можно смешать 2 разных цвета и получить свой оттенок.

В этом случае рекомендуется сначала поэкспериментировать с небольшим объемом колера и опробовать получившийся колерованный лак или морилку на ненужном кусочке древесины. Признаком того, что все прошло хорошо можно считать гладкую поверхность после высыхания, отсутствие потеков и равномерность окраски.

Для начала нужно опробовать колерованный лак или морилку на кусочке дерева

Масло Tikkurila Valtti Terrace Oil для террас основа EC 0,9 л

За покупку данного товара вы получаете в два раза больше баллов!

Данный материал можно заколеровать в выбранный вами цвет.

Предназначено для защиты и отделки новых или обработанных ранее маслом деревянных поверхностей (террасы, лестницы, садовая мебель, причалы и т.д.), пропитанной (под давлением) и термообработанной древесины, поверхностей из твердых или ценных пород дерева снаружи помещений. Эффективно защищает от влаги, плесени, грибков и уменьшает растрескивание деревянной поверхности. Можно использовать снаружи без дополнительной колеровки.

Состав: масло льняное, воск, уф-фильтр, лак алкидный, уайт-спирит, целевые добавки, биоцид, сиккативы.

Расход: 5-7 кв.м/л., в зависимости от впитывающей способности древесины.

Цвет: бесцветный.

Степень блеска: не определяется.

Страна-производитель: Россия.

Вес брутто: 0.77 кг.

Как правильно колеровать

В двух словах инструкция по колеровке заключается в том, что краситель потихоньку добавляется в морилку, краску и т.д, после чего она просто тщательно перемешивается. Краситель добавляется постепенно и когда жидкость достигнет нужного оттенка можно переходить к обработке дерева. Тем не менее, есть и ряд нюансов, в зависимости от того, что нужно приготовить – лак, морилку или краску для дерева .

Приготовление колерованного лака

Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.

Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.

Нужный колер можно получить у оператора колеровочной машины

Можно попытаться выполнить колеровку и с помощью подручных средств. Например, встречаются упоминания об успешном опыте добавления в акриловый лак водной морилки (своего рода колер для лака по дереву). Полученный на выходе раствор достаточно бледный (даже при высокой концентрации морилки), так что подойдет в случаях, когда сильное затемнение не нужно.

Что касается процесса обработки деревянного изделия, то рекомендуется придерживаться такой последовательности:

  • поверхность тщательно шлифуется , непосредственно перед нанесением слоя лака нужно протереть поверхность, чтобы удалить пыль;

Поверхность должна быть идеально гладкой

  • затем наносится первый слой колерованного лака ;

Обратите внимание! Покрывается лаком сразу все изделие, ни в коем случае не рекомендуется разбивать поверхность на участки. Если готовить следующую порцию лака потом, то вряд ли удастся получить тот же оттенок, а разница будет заметна.

  • колеровка дерева выполняется как минимум в 2 слоя . Но если поверхность достаточно пористая, а сам лак получился не очень насыщенного цвета, то число слоев можно увеличить и до 3-4;
  • последний слой рекомендуется сделать бесцветным .

Колерованное масло и пропитки

В случае с маслом для пропитки дерева колер также может использоваться.

  • обычные масляные краски . Их можно смешивать при комнатной температуре;
  • также можно гуашь , но, чтобы вода не мешала процессу придется смесь подогреть, вода испарится;

Для колерования масла можно использовать гуашь

  • в прошлом люди использовали и такие красители как обычная зола . Например, колеровка масла для дерева золой позволит достичь темно-серого либо даже черного цвета, все зависит от концентрации красителя. Также может использоваться и сажа, цветная глина и прочие природные материалы;

Темный цвет можно получить смешав с маслом сажу или золу

  • если приобрести сухой колер и смешать его с маслом, то получим аналог покупной масляной краски . Так как цена их сравнима, то нет смысла возиться с перемешиванием масла и красителя, проще просто купить краску.

Следует помнить, что при работе с маслом слишком большая концентрация красителя дает более насыщенный цвет, но вот свойства масла теряются. То есть оно уже не так хорошо защищает дерево от влаги и со временем покрытие нужно будет обновить. Так что колер для масла по дереву нужно добавлять с оглядкой на баланс между свойствами масла и насыщенностью цвета.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Требования к древесине напрямую связаны с тем, что масло должно впитаться в дерево.

Шлифовка дерева перед нанесением масла преследует 2 цели:

  • во-первых, сокращение расхода масла: обработка незашлифованных поверхностей приведет в значительному увеличению расхода
  • во-вторых, выравнивание цвета. Масло прекрасно подчеркивает рисунок дерева. Но оно также подчеркнет и все дефекты дерева: следы от распила, задиры, ворсистость, пережимы и другое

Для подготовки дерева рекомендуется последовательная шлифовка поверхности сначала абразивом с зерном Р100-120, а затем с зерном Р180-200.

Шлифовка в один проход (например, абразивом зернистостью Р150) допустима при обработке фасадов. При этом нужно учитывать, получить идеально гладкую финишную поверхность при такой шлифовке получить не удастся. Кроме того, такая поверхность будет несколько сильнее впитывать масло. Таким образом, увеличится расход масла и цвет ляжет более ярко.

Для подготовки дерева рекомендуется последовательная шлифовка поверхности сначала абразивом с зерном Р100-120, а затем с зерном Р180-200.

При использовании для финишной шлифовки абразивы с зернистостью более Р200 поры дерева закупориваются, масло не может войти в толщу древесины.

Долгое высыхание может быть связано с одним из 2 факторов:

  • 1. Масло нанесено слишком обильно. Масло нужно практически втирать в дерево. Излишки, которое древесина не может в себя впитать, необходимо удалить ветошью. Если масло нанесено на поверхность слоем по аналогии с краской и излишки не были удалены, масло будет долго сохнуть на поверхности. А так как в состав масла не входит никаких пленкообразующих компонентов, масло будет высыхать медленно. Рано или поздно при таком нанесении масло все-таки высохнет. Однако на поверхности образуется непрочный слой из пигмента и загустевшего масла, который довольно быстро потеряет презентабельный внешний вид.
  • 2. Масло по каким-либо причинам не проникло в толщу дерева. Причин может быть несколько: наличие старого пленкообразующего покрытия, чрезмерная влажность древесины. Наиболее частый случай – попытка проводить работы в холодное время года, когда дерево мерзлое и кристаллики льда не дают маслу войти в толщу древесины.

Часто этот вопрос связан с неправильным нанесением масла или подготовкой поверхности. Нормальный расход лессирующих составов около 60 мл на м² в 2 слоя. При этом на первый слой уходит около 2/3 данного количества и 1/3 на второй слой.

Более высокий расход масла связан с одной из нескольких причин:

  • масло наносится более толстым слоем (например, из-за неправильного понимания технологии окрашивания или с целью сформировать более насыщенный цвет покрытия)
  • дерево не было должным образом зашлифовано: отсутствие шлифовки или шлифовка более грубым абразивом значительно увеличивает расход масла

Масло DECKEN свободно проходит через дюзы краскопульта.

Однако нанесение краскопультом однозначно будет связано с дополнительными временными и денежными затратами:

  • во-первых, часть масла будет теряться уже в момент нанесения (мелкая взвесь масла будет сдуваться)
  • во-вторых, масло будет нанесено с излишками. Практически сразу большую часть масла нужно будет удалить с поверхности ветошью, параллельно втирая покрытие в дерево. Таким образом, большая часть масла вам придется утилизировать вместе с ветошью.

Масло наносится всегда очень тонким слоем, втирается в дерево. Увеличение слоя масла не даст ожидаемого результата: масло будет долго сохнуть, в результате на поверхности дерева образуется непрочный слой, который довольно долго пачкается и быстро теряет нормальный внешний вид. Таким образом, наиболее разумное решение для того, чтобы сделать более насыщенный цвет покрытия – либо выбрать масло с большим содержанием пигмента (например, DECKEN ColorFasad Oil), либо смешать уже закупленный оттенок с более темным, создав свой индивидуальный цвет.

Кроме того нужно учитывать, что на разных породах дерева, на дереве с разным уровнем влажности и разным уровнем подготовки масло будет выглядеть по-разному. Важно делать пробное окрашивание именно на том образце дерева, которое Вы будете окрашивать. Именно для этого у каждого вида масла есть пробные образцы по 0.125 л.

Да. Одинаковые масла разного цвета можно смешивать в любых соотношениях для получения индивидуального оттенка. При смешивании лучше соединять весь объем масла, необходимый для окрашивания поверхности, чтобы избежать возможного разнотона. Перед смешиванием масла важно тщательно перемешивать. При этом нужно помнить, что масло DECKEN ColorFasad Oil по запросу может быть окрашено в любые цвета, представленные в стандартных веерах RAL и NCS.

Колеровка масел универсальными пигментными пастами недопустима. Универсальные пигментные пасты делаются на основе акриловой дисперсии. Это совершенно другая среда, плохо совместимая с маслом. Кроме того, размер частиц пигмента слишком большой для деревянных оснований. Заколерованное универсальными пастами масло для дерева не позволит создать долговременное покрытие.

Нет, не является. Данный продукт можно использовать как временное покрытие сроком до 3 месяцев. Например, если сруб поставлен, а цвет фасада еще не выбран или не утвержден. Такая временная защита позволит дереву не потемнеть до обработки основными тонировочными маслами, которые смогут обеспечить долговременную защиту от УФ-лучей, атмосферных осадков и т.п.

Да. Защитное масло с УФ-фильтром DECKEN UVFasad Oil содержит специальные бесцветные компоненты, которые не допускают попадания УФ-лучей на древесину. Замедляет процесс посерения и сохраняет естественный цвет древесины.

Это же масло можно применять в качестве второго (финишного) слоя поверх других масел для наружных работ, чтобы замедлить выгорание пигмента и увеличить срок эксплуатации покрытия.

Цвет обработанной маслом поверхности может значительно различаться в зависимости от породы дерева, степени его подготовки и даже от влажности дерева. Именно поэтому всегда нужно делать пробный выкрас на участке дерева, которое будет в последствии скрыто от глаз. Таким образом Вы сможете оценить какой реально цвет у вас получится.

Перед началом работы масло необходимо тщательно перемешать. Так как состав масла довольно сложный и в тонировочных составах содержится довольно большое количество пигмента, со временем тяжелые частички образуют довольно плотный осадок. Простое встряхивание банки не приведет к полному растворению данного осадка: при встряхивании часть пигмента поднимется, но полноценного качества покрытия по цвету добиться не получится, может быть заметен разнотон на окрашиваемой поверхности.

В связи с этим, масло нужно перемешивать в течение 2-3 минут. При этом инструмент, которым совершается перемешивания, должен касаться дна.

После перемешивания состав в банке должен стать однородным по цвету и консистенции. Необходимо удостовериться в отсутствии осадка или сгустков на дне и стенках банки. При необходимости (при длительном времени проведения работ) масла нужно периодически перемешивать, чтобы избежать появления осадка.

Если Вы будете окрашивать в один цвет большие поверхности лучше соединить в большой емкости весь необходимый объем масла, перемешать в единой емкости и вернуть обратно в банки. Это также позволит избежать разнотона.

Важно также учитывать, что при перемешивании в банки нельзя ничего добавлять (в том числе растворители и т.д.)! Продукты полностью готовы к применению!

Нанесение масла толстым слоем противоречит самой сути защитного действия масла. Для создания защитного слоя масло должно пропитать верхние слои дерева, создавая таким образом защитный слой. Дерево может впитать в себя только некоторое количество состава. Излишки, которые остаются на поверхности необходимо убрать ветошью, иначе они будут создавать непрочный слой, который не позволит добиться предполагаемых декоративных характеристик. Кроме того, покрытие будет очень долго сохнуть.

Недостаточное нанесение масла приведет к потере как декоративных качеств поверхности (поверхность будет выглядеть тусклой и бледной), так и к ухудшению защитных характеристик масла и снижению срока эксплуатации поверхности.

В этом случае нужно нанести еще один слой бесцветного масла или масла аналогичного цвета.

Для реставрации поврежденного участка пола не нужно удалять старое покрытие. Поврежденный участок пола зашлифовывают и покрывают новым слоем масла DECKEN. Если повреждение достаточно покрыть пол только бесцветным маслом. Если истирание цвета значительное, сожжет быть применено масло того же цвета, которое использовалось изначально. Если на поверхности пола есть рваные царапины, поврежденное место необходимо зашлифовать, царапину зашпатлевать, и затем покрыть последовательно грунтом и маслом аналогичного цвета.

Да, но при смене цвета лучше использовать более насыщенные или более темные оттенки. Идеально для смены цвета подойдут масла DECKEN ColorFasad Oil в качестве первого слоя и бесцветное масло DECKEN Floor Oil а качестве второго слоя.

Для высыхания масла необходим достаточный доступ воздуха к окрашенной поверхности. Поэтому помещение, где проходит нанесение масла, должно хорошо проветриваться.

Кроме того, необходимо нанести масло тонким слоем и выдержать достаточное время (6-12 часов) перед нанесением второго слоя.

Не нужно пытаться сушить покрытие при помощи строительного фена!

Источник: decken-oil.ru

Изготавливаем масляную морилку для тонирования изделий из дерева

Сейчас я покажу, какую я делаю масляную морилку. Я использую разные морилки и краски для тонировки: акварельную краску, строительную водную морилку, спиртовую морилку, жидко разведенный акрил, темперу и художественную масляную краску. И вот надо было мне затонировать двери. Они очень не новые, были покрашены белой малярной краской. Моя задача была снять этот слой краски и сделать просто тонированное дерево. Стала думать о тонирующих маслах. Пересмотрела все видео, что нашла, прочитала кучу форумов. Нашла в магазине тонированные масла и прочитала состав. В общем, творчество началось. Поняла, что что-то подобное могу сделать сама.

Маленький дисклеймер. Этот мастер-класс подойдет тем, у кого нет аллергии на скипидар, уайт-спирит, кого не тошнит от запаха льняного масла и алкидно-уретанового лака. У кого нет бронхиальной астмы. Нет, это не СДЯВ, без паники. Художники всю жизнь работают с этими веществами. Надо просто проветривать помещение. При больших объемах не увлекаться по нескольку часов подряд, а делать перерывы и выходить на улицу. Можно и в противогазе в виде маски с коробочками. Сейчас современные есть, очень удобные. К тому же, я здесь подобрала самые лучшие материалы, какие нашла. Сильного запаха от них нет.

Вот что у меня получилось в готовых изделиях.

Это старая дубовая дверь 50-х годов. Была закрашена белой малярной краской. Краску сняла. Это уже моя тонировка.

Тонирую другую дверь. Или сосна, или елка.

Это тоже самодельная морилка.

Чем мне нравится самодельная морилка, можно регулировать абсолютно все. Мы знаем компоненты, знаем их поведение и можем добавлять их как угодно.

Итак, что нам понадобится:

1. Льняное масло (любое: художественное лучше, но можно и из супермаркета). Масло высыхающее.

2. Художественная масляная краска Умбра натуральная. У меня «Ладога». (На 5 дверей у меня ушло полтора больших тюбика)

3. Заготовка деревянная. Затонируем ее. Слегка зашкурена, специально.

4. Уайт-спирит «Тиккурила». Пахнет хвоей. Нет технического ужасного запаха. Можно взять Пинен, аптечный скипидар, бензин, хоть эфирные масла. Это разбавитель.

5. Яхтный лак «Уника супер» полуматовый, «Тиккурила». Потому что в конце буду покрывать этим лаком. Чтобы не возникло конфликта между лаками. Можно взять любой, хоть ПФ. Но лучше импортные, они меньше пахнут, быстрее высыхают и прозрачнее.

Вопросы

Атмосферостойкое колеруемое масло для террас и садовой мебели

Надежная защита древесины до 2 лет

Защита от влаги и биопоражений

40 колеруемых оттенков

Метод нанесения: Наносится кистью, губкой или специальным аппликатором для нанесения масел и лаков.

Количество слоев: не менее 2

Время высыхания между 2 слоями: при (20±2)°C и относительной влажности (65±5)% : 12 часов, следующий слой можно наносить через 24 часа. При понижении температуры время высыхания увеличивается.

Время полного высыхания: при (20±2)°C и относительной влажности (65±5)%: 12 часов, следующий слой можно наносить через 24 часа. При понижении температуры время высыхания увеличивается.

Основа для колеровки: ЕС

Типы работ: для наружных работ

Температура при нанесении: Окрашиваемая поверхность должна быть сухой и чистой. Во время окраски и высыхания температура воздуха должна быть не ниже +5 °С, а относительная влажность воздуха – не выше 80%. Окрасочные работы лучше всего выполнять в безветренный облачный день при температуре +10–+20 °С.

Источник: moscow.petrovich.ru

Два рецепта самодельного масло-воска для пропитки древесины

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины! Наверняка многие из Вас изготавливают различные изделия из натуральной древесины, и прекрасно знают, что залогом их долгой службы является не только грамотная предварительная сушка материала, но и качественная финишная обработка поверхности различными маслами, пропитками, или лаками.

В данной статье, автор YouTube канала «Rag ‘n’ Bone Brown» расскажет Вам, про достаточно простой способ изготовления в домашних условиях масляного воска для финишной пропитки древесины, и изделий из нее.

Дело в том, что это поистине замечательное финишное покрытие, не только защищающее древесину от влаги, но и заглаживающее все неровности и шероховатости поверхности и придающее дереву неповторимый, едва заметный глянец.

Материалы. — Натуральный пчелиный воск — Льняное масло — Минеральное масло — Уайт-спирит — Банки с винтовой крышкой — Ветошь.

Новаторство же автора заключается в том, что он решает соединить воедино масло и воск и тем самым ускорить процесс финишной обработки дерева. Помимо этого, автор намерен приготовить смесь двух типов: одну для кухонных досок и деревянной пищевой посуды, а другую — для прочих изделий из дерева. Первая смесь будет составлена из безопасных компонентов, которые при контакте с пищевыми продуктами окажутся безвредными для человека. Тогда как требования, предъявляемые к ингредиентам смеси второго типа, не будут столь же высоки.

Итак, мастеру потребуются следующие ингредиенты: Первое — это пчелиный воск. Его функция — загустить и отвердить состав. При нанесении на деревянную поверхность воск придаст последней долговечность, гладкость и приятный блеск.

При этом важно перемешивать все ингредиенты тщательно и быстро, поскольку как только горячий воск соприкоснётся с холодными ингредиентами и стенками банки, он начнёт немедленно загустевать.

Для размешивания можно использовать вот такую деревянную палочку, достаточно длинную, чтобы достать ею до дна. Теперь можно закручивать крышки.

Благодарю автора за два простых рецепта пропитки для древесины! Также похожий рецепт предлагал Владимир Натынчик в одной из статей. Однако он имеет небольшие отличия в составе, и способе его приготовления. Вместо льняного масла Владимир использовал масло шиповника, так как оно практически не имеет запаха.

После нанесения густых пропиток из масло-воска на поверхность древесины, рекомендуется прогреть ее обычным бытовым феном. Это будет способствовать более глубокому проникновению средства в толщу материала.

Всем хорошего настроения, удачи, и интересных идей!

Авторское видео можно найти здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Где лучше применять такую отделку?

Пропитка дерева льняным маслом не обеспечивает твердой защитной пленки, устойчивой к царапинам и истиранию. Но этот вид декоративной отделки ценят за другое, прежде всего, – экологичность, антисептические свойства, способность подчеркнуть текстуру древесины и сохранить ее от растрескивания.

Льняную олифу применяют для отделки изделий использующихся внутри помещений. Она оптимальна для покрытия мебельных поверхностей, не подверженных интенсивному истиранию, деревянных стен и потолков. Ей обрабатывают деревянную посуду, разделочные доски, детские игрушки. В качестве декоративно-защитной отделки льняное масло уместно наносить на поверхность ценных пород дерева для максимального сохранения их естественных качеств.

Способы отчистки, отбеливания и сгущения масел

Предупреждение отслоения живописного слоя

Укрепление живописного слоя производят 5-6 — процентным раствором рыбьего клея, в который вводят в качестве пластификатора мед, смешанный с ксилолом или пиненом (на двадцать частей клея берется одна часть меда с пиненом или ксилолом).

Высыхание масел

Свет играет весьма важную роль в процессе высыхания масел, причем при отсутствии света высыхание почти приостанавливается. Так, масло, сохнувшее на свету 6 дней, высохло в темноте в 66 дней. Особенно энергично действуют в этом случае прямые солнечные лучи, так как здесь имеет большое значение и теплота их. Действительно, для высыхания масляной окраски на солнечном свету требуется от половины до одной трети того времени, которое необходимо для высыхания ее же в тени. Наиболее активными лучами солнца являются ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на ускорение высыхания масел не меньшее действие, чем действие так называемых «сикативов».

Как велико значение температуры воздуха для высыхания масел, об этом можно судить по следующим данным. Льняное масло при 25-28 гр. Ц; высыхает уже скорее, чем при 15-18 гр. Ц; со значительным же повышением температуры процесс высыхания особенно ускоряется. Так, по Вегеру, масло, высыхавшее зимой при комнатной температуре в 5-7 дней и летом в 3-4 дня, высыхало при 50 гр. Ц в темном сушильном шкапу в течение 12 часов, при температуре в 95 гр. Ц — приблизительно в течение 1 часа, а при 120 гр. Ц — в 30 минут. Масло, содержавшее марганцовый сикатив и высыхавшее при комнатной температуре в течение 14 часов, при 95 гр. Ц высыхало в 30-40 минут, а при 120 гр. Ц — в 15-20 минут.

Холод задерживает высыхание масел, равно как я большой процент влаги, содержащейся в воздухе (в дождливое время и в сыром помещении); нормальная же влажность воздуха благоприятно отзывается на процессе, так как масло одновременно с кислородом поглощает из воздуха и некоторое количество воды, необходимое для нормального хода высыхания, действие которой в процессе высыхания идет рука об руку с действием кислорода. Из сказанного следует, что высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря в веществе масла вследствие образования большого количества газообразных продуктов расщепления масла. При высыхании же масла в воздухе, насыщенном водяными парами, получается набухшая пленка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покрывается трещинами.

К веществам, ускоряющим высыхание масел, принадлежат известного состава краски, а также специальные препараты, именующиесясикативами, которые содействуют поглощению маслом кислорода.

Задерживают и замедляют процесс высыхания главным образом вода и слизь, содержащиеся в маслах, и некоторые эфирные масла, вводимые в жирные масла, так как эти последние сами нуждаются в кислороде для своего высыхания и таким образом препятствуют поглощению его жирным маслом.

Кроме того, определенного состава краски также имеют свойство замедлять процесс высыхания.

На ускорение и замедление процесса высыхания влияет также и материал, который покрывается маслом или масляной краской. Так, на поверхности свинца масло и масляная краска сохнут скорее, нежели на других металлах; на дереве сохнут медленней, чем на металлах.

Позднейшие изучения растительных жирных масел выяснили, что и масла, относящиеся к разряду масел невысыхающих, будучи поставлены в особые условия, также затвердевают. Оливковое масло, например, будучи нанесенным на свинцовую пластинку, получает способность высыхать, на что, однако, требуется несколько месяцев.

Затвердевшее масло, представляющее собой гибкое, эластичное вещество, названное линоксином, постепенно (по мере уменьшения в весе и объеме) теряет свою эластичность, вследствие чего старая масляная живопись делается хрупкой и ломкой.

Засохшее масло при полном отвердении нерастворимо в воде, с трудом растворимо в эфире, бензине и других эфирных маслах. Свежезасохшее масло представляет собой не сухое вещество, а жидко-твердое. По своему составу и строению оно может частично размываться водой, если краска, с которой масло стерто, не содействует ее закреплению.

Так теряются масляные покраски на открытом воздухе. Это происходит не только вследствие отхода улетучивающихся продуктов высыхания масла, но также благодаря унесению растворимых продуктов водою. Затвердевшие пленки масла иногда вновь становятся мягкими и дают отлип. Подобное размягчение слоя после высыхания масла наблюдается главным образом у макового, орехового, подсолнечного масел и очень редко у льняного масла. На свету и в сухом воздухе пленки вновь становятся твердыми и теряют отлип.

Приготовление смеси с воском

Для увеличения защитного эффекта можно своими руками сделать средство, обладающее усиленными защитными свойствами. Добавление небольших количеств воска сделает поверхность древесины шелковистой и еще более гладкой. Таким составом можно обрабатывать светлые и темные изделия, расположенные в зонах больших механических нагрузок: на полах, лестницах, подлокотниках, дверях.

Рецепт приготовления прост и легко выполним в обычных условиях.

Порцию льняного масла нужно слегка подогреть на водяной бане, затем постепенно добавлять в нее кусочки пчелиного воска. Соотношение компонентов должно быть равным. При желании можно увеличивать количество воска и получать густую массу или, наоборот, уменьшить суммарную массу кусочков и сделать вязкую жидкость.

При работе важно помнить о том, что все используемые вещества имеют органическую природу и могут легко воспламеняться рядом с огнем. Поэтому после полного окончания работы кисточку следует тщательно вымыть растворителем, полностью высушить в безопасном месте, отдаленном от источников пламени. Кусочки поролона, пропитанные льняным маслом лоскуты нужно не разбрасывать, а собрать аккуратно в один пакет, содержимое которого потом можно сжечь.

Во время самостоятельного приготовления смеси на бане нельзя допускать перегрева, непосредственного контакта льняного масла с огнем.

Купленные в магазинах или грамотно сделанные своими руками средства помогут сохранить дерево на долгие годы в неизменном виде.

Технология применения

Использование у каждого производителя расписано на этикетке. Но существуют стандартные способы:

  • Погружение — когда деревянный элемент погружают в горячий состав и оставляется для пропитки на несколько суток. Затем достается и просушивается на теплой поверхности.
  • Вакуумная пропитка — изделие помещается в специальный прибор, где под воздействием вакуума масло проникает глубоко в древесину.
  • Двухслойное нанесение — выполняется при помощи кисти или кусочка поролона при отделке помещений.

Рассмотрим подробнее двухслойное нанесение, которое подойдет для обработки деревянных полов, лестниц и стен.

Различия по вязкости

В столярном деле существует около двух десятков ходовых пород древесины, отличающихся плотностью, пористостью и размерами сосудов. В каждом отдельном случае масло нужно подбирать индивидуально, учитывая также размер, форму и специфические особенности обрабатываемого изделия

Обращаем внимание, что регулировать вязкость растворителями можно только при работе с тунговым маслом, другие составы этого категорически не терпят

Чем более густое и вязкое используется масло, тем сложнее нанести равномерный слой до того, как начнётся полимеризация. Работа с густыми маслами требует большей аккуратности, образующиеся потёки впоследствии вывести весьма проблематично. Достоинства густых масел — высокая скорость высыхания, сопоставимая с некоторыми видами лаков. Также благодаря большому содержанию твёрдых частиц такие масла образуют более прочную плёнку, обеспечивая защиту как от механических повреждений, так и от загрязнений.

Более жидкие масла используют для обработки изделий, которые либо имеют значительную площадь поверхности, либо изобилуют мелкими деталями с множеством труднодоступных мест. Масла с низкой вязкостью можно наносить в течение достаточно долгого времени, не опасаясь неравномерного высыхания. Однако для обретения качественной защиты изделие должно сохнуть достаточно долго, к тому же обычно нанесение таких масел выполняется в 3 и более слоёв.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]