Обустройство загородных участков у частных домов не обходится без сооружения надежных и красивых ограждений, а такие конструкции обязательно должны иметь ворота. Даже если у владельца пока нет личного автомобиля, ворота позволят заезжать автомобилям гостей, доставлять на участок различные товары грузовым транспортом.
Не надо спешить с принятием окончательного решения, внимательно ознакомьтесь с максимальным количеством различных вариантов, проанализируйте их с учетом собственных пожеланий, особенностей рельефа и размеров участка.
Обязательно надо учитывать финансовые возможности, ведь по стоимости существующие варианты отличаются в разы. Кстати, не всегда то, что дороже, на практике оказывается лучшим с эксплуатационной точки зрения.
Ворота своими руками: чертежи, фото и видео
Виды ворот
В настоящее время есть большое количество всевозможных видов ворот, всевозможных материалов для их изготовления и особые приспособления, которыми они оснащены. Самые популярные из них:
- Раздвижные ворота.
- Поворотно-откидные ворота.
- Распашные ворота.
- Рулонные ворота.
- Складные ворота.
Раздвижные ворота
Раздвижные ворота включают в себя несколько разновидностей, среди них подвесные и откатные сооружения. Каждый вид сооружений требует для себя большое количество свободного пространства.
Подвесные ворота
Подвесные сооружения не считаются популярными, так как через них не смогут проехать некоторые виды автомобилей, поскольку их высота ограничена верхней планкой. Их передвижение также осуществляется по данной планке.
Откатные ворота
Откатные конструкции передвигаются по рельсам, однако они не распространены в северных регионах с большим количеством осадков, потому что их придется постоянно очищать ото льда и снега.
Консольные ворота
Консольные ворота являются самым удачным вариантом среди раздвижных конструкций.
Поворотно-откидные вопрота
Поворотно-откидные – хороший вариант для гаражных ворот. Для двора они не подойдут, потому что ограничены верхней балкой.
Распашные ворота
Распашные ворота хорошо подойдут для владельцев собственных домов. Фундаментом таких конструкций валяются три столба: на двух из них держится конструкция, а на третьем – калитка.
Рулонные ворота
Рулонные – относительно новый вид ворот. Представляют собой складные планки, которые сворачиваются и наматываются на основу.
Из преимуществ: не занимают много места, дают возможность транспорту подъехать близко.
Складные ворота
Складные конструкции открываться либо вверх, либо вбок.
Типы конструкций
Мы не будем рассматривать конкретные варианты, а расскажем только о главных видах конструкций с точки зрения инженерных решений.
Таблица. Разновидности конструкций ворот
Тип ворот | Описание конструкции, сильные и слабые стороны |
Распашные | Самая простая и самая распространенная конструкция, изготавливается из дерева или металла. Для ограждения участков используются глухие створки, в общественных организациях чаще всего применяются решетчатые. Последние позволяют рассматривать ограждаемое пространство. Распашные ворота могут быть двустворчатыми или одностворчатыми. Первые намного легче и требуют меньше свободного пространства для открытия. Для удобства пользования одна створка может иметь входную калитку. Дизайнерские характеристики улучшаются за счет использования специальных кованых или штампованных элементов. Возможна установка автоматического привода и удаленного управления. Недостаток – не всегда ширина проездов или особенностей участков дает возможность монтировать ворота такого типа. |
Раздвижные | Более современные и сложные конструкции, используются как дополнение к ограждению престижных сооружений. Во время открытия створка задвигается параллельно ограждению, за счет этого значительно экономится место, конструкция может работать даже тогда, когда автомобиль вплотную подъехал к воротам. По устройству намного сложнее распашных, требуют мощных фундаментов, имеют специальные элементы, которые необходимо делать в условиях специализированных механических мастерских. Для изготовления раздвижных ворот нужно обладать практическими навыками выполнения различных видов работ, от расчета конструкции до сварочных и строительных. Каждый этап очень ответственный, ошибки могут стать причиной появления критических последствий. Их исправление требует много времени и усилий. Раздвижные ворота бывают навесными и консольными — первые используются ограниченно и чаще всего на промышленных и складских объектах. |
Своими руками легче делать распашные ворота, именно этот вариант мы рассмотрим более подробно.
Составление чертежа
Распашные ворота своими руками (пошагово)
Перед началом создания ворот, нужно изучить схемы и чертежи для ворот своими руками. С изготовлением распашных ворот справятся даже начинающие мастера. В интернете существует множество информации и фото ворот, изготовленных своими руками. Для них понадобится:
- Бур.
- Болгарка.
- Шуруповёрт.
- Сварка.
- Строительная рулетка.
Такая конструкция подразумевает наличие большого количества свободного места.
Как сделать ворота с калиткой?
Процесс сборки распашных ворот с дверью точно такой же. Просто в одну из створок вставляются четыре элемента, формирующие проем для двери. Вертикальные устанавливаются во всю высоту, горизонтальные между ними в виде поперечин. Собирается конструкция дверного проема на стадии изготовления рамы под створку.
Расположение двери в воротах со стандартными размерами
Сама дверь изготавливается точно так же, как секции ворот, со сборкой каркаса и установкой металлического листа. Сложность процесса изготовления самой створки, в которой устанавливается дверца, заключается в том, что дверной проем остается незакрытым листом металла, а остальные плоскости надо им закрыть. Все они не будут равными между собой, поэтому каждый участок надо точно замерить, перенести размеры на лист и вырезать их. После чего каждый вырезанный кусок переносится на раму с точечной приваркой по периметру. При этом укладываемые отрезки листов должны стыковаться на дополнительных профилях, которые создают жесткость рамной конструкции.
Чертеж гаражных распашных ворот с калиткой
Размер калитки выбирается с расчетом удобного прохода через нее, а также размерами створки ворот. К примеру, если ширина створки 1,5 м, то ширина калитки не должна превышать 1 м. Что касается высоты, то здесь также учитывается высота ворот и расположение самой двери относительно нижних элементов рамы ворот. При этом максимальная высота расположения – 40 см. Сама же высота двери в пределах 1,8-2,1 м.
Калитка сварная для гаражных ворот
Специфика распашных ворот
Для их создания применяются кнопочные угловые соединители. Они держат створки и помогают им не провисать.
Все крепежные материалы тщательно скрываются, что делает их привлекательными и исключает проникновение мелких деталей в места скрепления.
Ставни ворот держатся на трехсекционных петлях, что помогает повысить срок из эксплуатации.
Изучая схемы как сделать своими руками, остается понять, что главным в распашных воротах является каркас из металлопрофиля. Для скрепления створок понадобится электросварка.
Особенностью профлиста является то, что он не является тяжелым материалом, и для его закрепления хватит двух надежных петель. В качестве фундамента-опоры подойдет труба 70-100 мм в диаметре.
Прикрепление ворот осуществляется к забору, в случае, если забор представляет собой кирпичную стену, необходимо заложить в нее швы, к которым, впоследствии, привариваются опоры.
Размеры таких ворот: ширина – 3 метра, высота – 2 метра. В качестве запоров подойдут металлические штыри. Такие штыри располагают снизу. Для этого в землю нужно установить металлотрубки. Расстояние от ворот до поверхности – 5-7см.
Варианты конструкций гаражных ворот
В зависимости от способа открывания, принципа работы створок ворота бывают нескольких типов.
Распашные
Традиционный для частного сектора формат ворот в гараже.
Распашная конструкция хороша следующим:
- Монтаж, стройматериалы и фурнитура в разы дешевле, чем у других видов.
- Их удобно утеплять, что позволяет сохранять тепло внутри помещения даже зимой.
- Такие ворота несложно сделать самому.
- Для установки не требуется много пространства.
- Возможен монтаж электрического двигателя для подключения автоматической системы управления воротами.
Делают одну или две створки. Открывать их можно как наружу, так и внутрь (на выбор хозяина).
Недостатком считается то, что зимой придется расчищать въезд от снега.
Подробную инструкцию по установке распашных ворот из профнастила.
Откидные (подъемно-поворотные)
На вид это цельный щит из профилированного, железного или стального листа, который полностью закрывает дверной проем.
При открытии створка поднимается, делает поворот под прямым углом и заезжает под потолок гаража горизонтально.
Регулируется работа системой рычагов, электродвигателем и редуктором.
Пользователи отмечают достоинства таких ворот:
- надежные;
- не занимают свободного пространства;
- поддаются теплоизоляции;
- автоматизируются.
Но и минусов у подъемной конструкции с поворотным механизмом достаточно.
- Не подходят для частой эксплуатации.
- Уменьшают высоту проема в среднем от 20 до 30 см.
- Важна точность установки, поэтому рисковать делать их самому не стоит.
По этим причинам откидные ворота не столь популярны среди домовладельцев.
Откатные
Состоят из одной створки. Фиксируются к направляющему верхнему профилю. Работают за счет движения роликов по нижнему рельсу.
При открытии ворота механическим (вручную) путем или с помощью дистанционного управления (автоматика) откатываются по направлению вдоль стены.
Плюсы:
- Откатные ворота обладают повышенной взломостойкостью.
- Во время работы не занимают свободного места.
- Могут быть автоматизированы.
- Открытие не зависит от наличия снега на участке.
Минусы:
- Существенный недостаток в том, что стена, по которой смещается створка, должна быть больше по ширине, чем сама створка.
- При интенсивном использовании отмечается быстрый износ набора роликов.
Раскладные (подъемно-секционные)
Насчитывают несколько горизонтальных секций, соединенных между собой петлями. Подъемный механизм расположен на потолке помещения.
Материал секций – сэндвич-панели.
При открытии створка поднимается вверх по направляющим профилям, расположенным по бокам, и фиксируется в горизонтальном положении на потолке.
Простой конструкцию назвать сложно. ЭТО не самый лучший вариант самодельных ворот. Монтаж рекомендуется заказывать у специалистов.
Из плюсов таких дверей:
- автоматизированная система управления;
- аккуратный внешний вид;
- шумоизоляция;
- теплоизоляция;
- экономия свободного пространства;
- длительный срок службы;
- стандартные размеры проема.
Из минусов:
- высокая цена материалов, установки;
- плохая устойчивость к взлому.
Секционные ворота нуждаются в постоянном уходе, что включает смазку направляющих профилей, петель. Периодически необходимо проверять исправность автоматики.
Роллетные (рулонные)
Это полотно из множества пластин, образующих цельную створку. При открытии рольставня сворачивается в рулон, наматываясь на короб (фиксируется внутри или снаружи помещения).
Роллетные ворота подходят только для гаражей с высокими потолками. Зачастую применяют под помещения с большой площадью, рассчитанные на несколько автомобилей.
Из плюсов:
- Производятся из легких материалов.
- Компактны в сложенном виде.
- При малом весе прочны и устойчивы к взлому.
Управляются ручным либо автоматическим способом.
Створчатая конструкция на случай прекращения подачи электроэнергии имеет функцию аварийного подъема.
Складные (гармошка)
Относится к секционному типу ворот. Детали располагаются вертикально. Центральные части крепятся между собой шарнирами, крайние монтируются по принципу распашных створок ‒ петлями к коробу. Усиливающий крепеж зафиксирован по нижней, верхней направляющей (зависит от модели).
Материал секций:
- дерево;
- легкий металл (алюминий);
- сэндвич-панели.
Гармошка отличается необычной формой.
Достоинства:
- Ее удобно открывать, закрывать.
- Каждую из секций можно ремонтировать по отдельности, без демонтажа всей конструкции.
- Обойдутся недорого.
Недостатки:
- Быстрый износ комплектующих.
- Низкая устойчивость к взлому.
Размеры ворот (делаем точный расчет)
Изучив эскизы для ворот своими руками, можно приступать к выбору материала. Лучше выбрать металл с толщиной 1,5-2 миллиметра.
Если ворота весят меньше чем 150 кг, лучше взять трубу с сечением 80 на 80 мм и толщиной около 4 миллиметров.
Если вес ворот варьируется от 150-300 кг, то труба – 100 на 100 и 5 миллиметров.
При весе более 300 кг – 140 на 140 и толщиной 5 миллиметров.
Петли ворот должны выдерживать вес конструкции. Замок может быть механическим, так и электромеханическим устройством.
При бетонном или плиточном покрытии лучше увеличить расстояние между забором и плиткой до 50 мм. Если под будущим забором растет трава, то лучше увеличить это расстояние до 100 мм.
Советы профессионалов
Владельцам, которые хотят самостоятельно построить гараж, рекомендуют учесть такие моменты:
- Если для обшивки берется лист стали, то его оптимальная толщина составляет от 2 до 5 мм.
- Средне допустимыми размерами дверного проема под заезд легкого, грузового автомобиля считаются 2,4*2,1 м, 5,4*2,4 м.
- Расстояние от борта автомобиля до боковой части должно быть минимум 30 см.
- Минимальная высота проема — 2 м.
- Не рекомендуется использовать висячий замок с внешними петлями.
- Регулярная смазка петель предотвращает их смещение, поломку штока, другие неисправности.
- Упростит процесс сборки наличие чертежей ключевых деталей ворот.
- Чтобы створки не провисали, необходимо правильно приварить поперечины, усилить каркас металлическими косынками, поставить распорки.
Инструменты и материалы
Перед созданием любых ворот, будь то откатные ворота своими руками, рулонные, распашные, либо гаражные ворота своими руками, необходимо очень детально продумать эскиз будущего сооружения. Он поспособствует в дальнейшем при покупке составляющих и подборе инструментов. Обычный список состоит из:
- Обшивки.
- Опорных труб.
- Арматуры.
- Квадрата из металла.
- Грунтовки.
- Петель.
- Шпингалета.
- Краски.
Необходимые инструменты:
- Строительный шнур.
- Сварка.
- Молоток.
- Дрель.
- Болгарка.
- Ножницы по металлу.
Какой краской покрасить ворота
Покраска створок нужна не только для красоты, но и для защиты металла от его коррозии, продление его срока службы.
Процедуру покраски рекомендуется повторять 1 раз в 2 года.
Состоит из таких этапов:
- Зачистка сварочных швов, шлифование.
- Обезжиривание поверхности растворителем.
- Нанесение грунтовки в 1-2 слоя. Время высыхания — сутки.
- Окрашивание створок. Делать это лучше валиком или краскопультом. Узкие, труднодоступные места прокрашиваются кистью.
Перечень рекомендуемых ЛКМ приведен в статье: «Чем красить металлический забор».
Пошаговая работа возведения ворот
Сборку опорных столбов можно сделать из самых разных материалов. Сборку можно проводить двумя способами: забивкой и бетонированием с армированием.
Для бетонирования необходимо сделать котлован 1 метр. Перед заливкой необходимо сделать засыпку 15-20 см из песка или щебня. Далее нужно установить опоры и залить всю конструкцию бетоном. Дать заливке высохнуть минимум одну неделю.
Учимся делать створки для ворот
- Подготовить чертеж.
- Расчет материалов происходит из ширины конструкции.
- При формировании составляющих для рамы нужно отрезать часть трубы и произвести ее шлифовку.
Сварочные работы
Главное правило при сварке – исключить попадание воды в стыки. Иначе, строение со временем, будет деформировано.
Сварку петель нужно производить к столбам и основе, если она сделана из металла. Если столбы кирпичные, нужно использовать швеллер, а затем заниматься электросваркой петель.
Грунтовка и покраска ворот
Грунтовка понадобится в любом случае. Она увеличивает срок полезного использования краски. Наиболее детально нужно грунтовать сварочные швы. Для покраски ворот подойдет любая краска. Для более равномерного нанесения лучше воспользоваться краскопультом.
Фотоотчет об изготовлении и установке ворот
Это один из вариантов того, как можно сделать ворота из профнастила своими руками. Технология не лучшая, но и не худшая: все функционирует без проблем на протяжении уже шести лет.
К установленным столбам 80-80 мм приварены петли, ответные части приварены на требуемом расстоянии на вертикальных частях стоек из трубы 40*40 мм — на правой и левой. Стойки навешиваем на петли на столбе, подкладываем между ними и столбами нужной толщины прослойку и фиксируем струбциной.
Навешиваем стойки на приваренные на столбах петли
Отмеряем требуемую высоту и обрезаем излишки, сверху к стойкам, не к столбам, привариваем поперечину из той же трубы 40*40 мм. Качество сварки на этом этапе неважно. Мы пока прихватываем детали, не заботясь о тщательности наложения шва — его потом доведем до нормы. Главное чтобы все было ровно и держалось вместе. Потому точками прихватываем в нескольких местах.
К стойкам воротин приварена поперечина
Точно также прихватываем трубу по низу.
Привариваем нижнюю трубу
Находим середину поперечных балок. От середины в обе стороны откладываем по 3 мм. Делаем четкие отметки. Замеряем расстояние между верхней и нижней балкой, отрезаем два отрезка, привариваем по отметкам (между двумя вертикальными трубами должен остаться зазор в 6 мм).
По середине с зазором в 6 мм привариваем две вертикальные трубы
Замеряем расстояние между двумя стойками одной половины ворот. Они должны быть одинаковыми, но лучше измерять отдельно. Отрезаете трубы нужной длины и прихватываете их на нужной высоте. Если требуется больше поперечин — устанавливаете и их.
Приваренные поперечины для усиления жесткости
По отмеченному центру болгаркой вверху и внизу делаем сквозные пропилы, разделяя ворота на две половины. Так очень просто мы получили ворота, которые будут открываться и закрываться без особых проблем.
Разделенные половинки ворот
Каркас створок ворот готов. Его снимаем, укладываем на ровную горизонтальную поверхность и хорошо провариваем швы. Вот тут уже качество сварки важно, следим за наполненностью ванны, стараемся не прожечь дыры. Готовые швы зачищаем, грунтуем, красим.
Уложив створку на ровную горизонтальную поверхность провариваем все швы
Приступаем к сборке опоры для крепления профильного листа. Для уменьшения парусности его разрезали на две части, так что лист не цельный, а резаный. Для этого используем профилированную трубу 20*20 мм. Ее нарезаем на отрезки нужной длинны, так, чтобы можно было закрепить по внутреннему периметру.
Нарезаем трубу 20*20 мм и прикручиваем по внутреннему периметру
Выставляем их в одной плоскости с наружной частью — прикручиваться лист будет изнутри. Крепим на саморезы, предварительно просверлив отверстия требуемого диаметра.
Как крепить планки для профлиста Так выглядит готовый каркас створки ворот
Готовый каркас красим — внутри светло-серой краской, снаружи — красно-коричневой, в тон окраске профнастила. Оставляем сохнуть.
Окрашенный каркас
Приступаем к монтажу профлиста на ворота. Его нарезают чуть меньшего размера, чем основная рама — по периметру на 2-3 мм должен быть отступ. Укладывают на подготовленные опоры и крепят изнутри по периметру на саморезы.
Монтаж профлиста на ворота
Можно брать специальные, со шляпками и прокладками, но посадили на обычные.
Для экономии использовали обычные саморезы по металлу Ворота готовы
Осталось установить запоры. Можно, конечно врезать замок и ручку, но качество недорогих очень низкое, а брать дорогие — на данный момент непозволительная роскошь. Потому из остатков труб и арматуры сварены засовы. Они точно работают при любых условиях.
Самодельные засовы
Один (верхний) посажен на саморезы с ответной частью на створки, два нижних прикреплены к стойкам. В грунте в нужных местах пробурены небольшие лунки, в которых забетонированы отрезки круглых труб, диаметр которых больше диаметра стержня. Калитка сделана по той же методе, только в нее врезан замок.
Готовые ворота из профнастила своими руками
При такой технологии изготовления створки ворот гарантированно открываются и закрываются. Если и были некоторые перекосы при установке столбов, они учитываются. При пошаговом изложении весь процесс не выглядит сложным, да так оно и есть. Если варить все части отдельно, геометрия должна быть идеальной, да еще приходится следить за тем, чтобы трубу при сварке не повело. Несколько разных технологий изготовления ворот из профнастила смотрите в следующем разделе, где собраны видео уроки.
Из профлиста можно сделать откатные ворота и оснастить их автоматикой.
Фото самодельных ворот
Особенности сборки
Помимо самих ворот первоначально устанавливается рама. Чтобы ее сделать, нужно сварить 3 металлических длинных угла, после чего вмонтировать их в арку гаража.
- В идеале они должны уходить немного в землю, это повысит надежность конструкции.
- Далее на эту раму нужно наварить крепления для петель ворот. Делается это очень просто, необходимо иметь базовые навыки сварщика и все необходимые материалы.
- После этого на створках нужно приварить петли, далее останутся только косметические работы и установка их на место.
- В качестве механизма закрытия может использоваться навесной амбарный замок.
- Это самый простой вариант, однако располагать его рекомендуется не на улице, а внутри гаража.
- Для этого в створке делается отверстие, на манер глазка во входной двери. Оно должно быть такого диаметра, чтобы туда свободно проходила рука.
- С внутренней стороны гаража располагается закрытый замок, личиной повернутый к отверстию.
- Таким простым способом получиться избежать вероятности взлома замка, добившись высокой надежности.
Более сложным вариантом будет врезка полноценного дверного замка. Для этого на внутренней стороне одной из створок варится каркас для крепления замка. Далее замок вставляется внутрь и закрепляется. На другой створке вырезаются отверстия для того, чтобы механизм закрывался.
Когда вся конструкция будет в сборе, ее нужно будет отшлифовать и обезжирить поверхность для дальнейшей покраски. Красить необходимо в несколько слоев влагоустойчивой краской. Она намного лучше обычной, продержится минимум 2 полных сезона.
Монтаж
Монтаж створок на короб допускает лишь после полного застывания бетона. Максимальный набор его прочности наступает на 28 сутки после замешивания строительного раствора.
Для начала следует произвести пробный монтаж. На этом этапе следует убедиться в ровности и прочности конструкции, а также в качестве закрывания и открывания створок – они должны легко открываться и не издавать посторонних звуков, дверной проём должен полностью перекрываться створками.
Установка затворов
Установка затворных механизмов особого труда не представляет.
В качестве замка для ворот подойдёт навесные или врезные запорные устройства.
Следует учесть, что замок будет подвержен влиянию низких температур в зимний период. Цилиндровые механизмы в таких условиях проявляют себя особенно плохо, поэтому от их приобретения следует воздержаться.
Самым лучшим вариантом будет установка замка с сувальдным механизмом.
Автоматизация
Установка автоматических систем управления гаражными дверьми не является обязательной и производится только по желанию владельца.
Основным узлом автоматики открывания и закрывания ворот является электрический привод. Его мощность должна быть актуальной усилию, необходимому для приведения ворот в движение. Выполнение этого условия прямо влияет на срок службы управляющей системы. Запас по мощности должен быть не менее 30%.
Воротный привод представляет собой рычаг, контролируемый электрическим двигателем через редуктор. Кроме основных компонентов система включает в себя:
- сигнальные устройства;
- фотоэлемент;
- блок управления;
- замок.
По принципу работы приводные механизмы бывают:
- линейными;
- гидравлическими;
- электромеханическими;
- рычажными.
Наиболее распространены линейные приводные механизмы в связи с доступной ценой и простотой монтажа. Такие устройства имеют наибольший срок службы.
Линейный механизм позволяет производить как наружное, так и внутреннее открытие двери.
Утепление ворот
Утепление гаража снижает тепловые потери помещения до 60%. Утепление производится с внутренней стороны. Наиболее популярными теплоизоляторами являются: пеноплекс, минеральная и стеклянная вата.
Перед тем как установить теплоизоляторы необходимо выполнить обрешётку створок. Делается это с помощью деревянных брусьев. Листы утеплителя укладываются равномерно, сверху вниз, так, чтобы между ними не образовывалось зазоров.
После того как утеплитель уложен, поверхность створок необходимо обшить декоративным покрытием. Для этого хорошо подойдёт вагонка или фанера. Все оставшиеся щели следует изолироваться с помощью монтажной пены.
Толщина утеплителя выбирается исходя из географического расположения объекта. Если гараж находится в северных регионах страны, следует использовать утеплитель толщиной до 15 см, а для южных регионов будет достаточно 5 см.
Финишная отделка
Для защиты материала ворот от коррозии, продления срока их службы и придания им привлекательного внешнего вида, ворота следует покрасить.
Перед покраской ворота необходимо очистить от загрязнений и обезжирить. Когда обезжириватель испарится, поверхность ворот следует покрыть 1-2 слоем грунтовки, а когда она высохнет – окрасить их.
Окрашивание можно производить с помощью кисточки, валика или краскопульта.
Грамотно изготовленные ворота не только защитят гараж и автотранспортное средство от несанкционированного доступа, но также предотвратят потерю тепла из помещения, что позволит производить обслуживание автотранспортного средства в комфортных условиях.
Самостоятельное изготовление распашных ворот и их монтаж особых сложностей не представляют, что позволит сэкономить немало финансовых средств и получить удовольствие от самолично проделанной работы.