Сейчас в тренде не только суперсовременные дизайны, но и старая или искусственно состаренная мебель. Порой в некоторых интерьерах очень органично смотрятся предметы, которые имеют царапины, облупившуюся краску, блеклый цвет, обшарпанные края.
Притом сами гарнитуры или шкафы могут быть совершенно новыми – просто они выполнены именно в таком стиле. И помогает их сделать такими особая технология – патинирование. Что такое патина на мебели? Разберемся, прочитав этот материал.
Что такое патина на мебели
Удивительную красоту можно создать своими руками
Популярность состаренной мебели
Как ни крути, все новое – это хорошо забытое старое. Временами в моду возвращаются вещи, которые внешне похожи на используемые когда-то нашими прабабушками. Притом, несмотря на кажущуюся древность, смотрятся они очень стильно и органично. Это касается и мебели, а не только одежды или сувениров, техники или ряда других предметов. Притом не обязательно использовать именно старые вещи – в ряде случаев они могут быть и совершенно новыми, просто искусственно состаренными.
Патина и ее виды
Морилку часто используют для реставрации предметов мебели
Эффекта искусственного состаривания можно добиться при помощи ряда несложных методик. Для этого могут применяться различные химические вещества, а также механические или термические методы. Искусственное состаривание – это технология имитации под старину. Притом отделать таким образом можно не только мебель, но и двери или окна и т. д. Сейчас состаренная мебель считается достаточно престижной и красивой, она кажется очень надежной и нередко, вопреки мнению, что у человека просто нет денег на покупку новой, может считаться предметом роскоши.
Классическая белая кухня с позолотой
Таблица. Способы состаривания мебели.
Методика | Описание |
Химический | Это самый лучший способ, позволяющий состарить мебель из дерева. Притом это самый легкий вариант, который можно реализовать в домашних условиях. Как правило, мебель просто достаточно обработать каким-то химическим веществом (например, нашатырным спиртом, если речь идет о лиственных породах древесины) и все. С хвойными фасадами придется немного повозиться. Впрочем, химический метод в любом случае связан с использованием различных химических соединений, в том числе и краски. К этой же методике относится и так называемое патинирование. |
Механический | Этот вариант подойдет, если хочется воплотить в жизнь эффект, который создают насекомые в процессе своей жизни. То есть таким образом обработанная мебель будет казаться изъеденной ими. Для этого нужно будет использовать шило и гвозди, и сделать с их помощью незначительные дорожки или впадины. Главное – не забыть поврежденную поверхность очистить от получившегося мусора и покрыть защитным средством. |
Термический | Этот вариант тоже довольно прост и заключается в выжигании ряда элементов при помощи того же паяльника или специальных приспособлений. На дереве появится его природный рисунок. Достаточно убрать щеткой образовавшийся нагар, а поверхность покрыть морилкой, и мебель превратится в настоящий раритет. |
Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием
Уважаемый «господин комод»
На заметку! Проще всего искусственно состарить предметы, выполненные из дерева, если речь идет о работе своими руками.
Классическое состаривание акриловыми красками
Разновидности патины, составов и консистенции
В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:
- фрагментарное состаривание,
- полное покрытие,
- кракелюр.
По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:
- густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым,
- жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид,
- фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.
Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.
Морилка
Применение морильных составов – самый простой способ искусственно состарить деревянную поверхность, поэтому он наиболее популярный. Морилка облагораживает изделия из древесины, придает им утонченный вид, помогает «сделать» из дешевых пород более дорогие. Средства этой группы способствуют защите дерева от гниения, заселения грибками и плесенью, усиливают влагоотталкивающие свойства.
Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте. Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой. Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.
Воск
Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.
Свойства восковой патины таковы:
- помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его,
- легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме,
- чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня,
- имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона,
- красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр,
- обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ,
- наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.
Акрил
Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.
Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков. Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона. При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.
Битум
Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).
Битумная патина делается на основе бетонного полимера, скипидара, уайт-спирита и не считается финишным материалом. После высыхания патинированные поверхности нужно покрывать шеллаком для закрепления результата, иначе он не продержится долго.
Масло
Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.
Шеллак
Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.
Что такое патина?
Что же такое патинирование и что означает само слово «патина»? Ранее патиной называлась оксидная пленка, которая формируется на металлических изделиях и имеет определенный цвет. Так, медь она подкрашивает малахитовым или голубоватым оттенком. Латунь и бронза тоже могут похвастаться способностью формировать на себе патину. Чаще это слово знали только антиквары и коллекционеры, в обычной речи оно употреблялось редко.
Патинированная мебель в интерьере
Патина — это немного сказки в доме…
На заметку! Интересно, что наличие патины не считалось каким-то дефектом или чем-то плохим. Напротив, ее появление – это знак качества изделия, которое смогло просуществовать очень много лет и не разрушиться.
Состаренные вещи очень хорошо сочетаются с нарочито необработанными стенами
Со временем понятие «патина» стало более обширным – так стали называть любой налет, который появляется в процессе старения деревянного или металлического изделия. На данный момент патиной называют и эффект искусственного состаривания, а сам процесс придания мебели старинного вида – патинированием.
Сегодня патина — это эффект искусственного состаривания
Так что можно выделить три вида патины:
- натуральная или естественная, которая появляется сама по себе спустя какое-то время на металлических изделиях. Причина – контакт предмета с воздухом, происходит всего лишь процесс окисления;
- искусственная, которая формируется также по причине реакции окисления, но появляется благодаря воздействию на предметы специальными веществами;
- декоративная, которая позволяет очень быстро состарить предмет и придать ему особый шарм. Именно об этом варианте и пойдет речь в данном материале.
Металлические старые предметы — частый дизайнерский нюанс в стилях с патиной
Обаяние деревенского стиля
Воск патинирующий для чего
Восковая патина помогает проявить структуру дерева. Она долго застывает, поэтому с ней легко работать новичкам. Наиболее распространенное применение этого вида патины — работа с небольшими деталями из дуба или ясеня. Также существует масляная патина, которая по свойствам похожа на восковую, однако более универсальна.
Патинирование сегодня довольно популярно, так как оно позволяет добиться значительного эффекта при минимальных усилиях. Еще один плюс процедуры — несложное освоение. Зачастую патинированием занимаются даже любители.
Если ранее «старый» стиль придавали больше интерьеру загородных домов, то сейчас он становится все более востребованным и в квартирах. Конечно же, чтобы получить возможность реализации такого метода отделки, понадобится мебель из натуральных пород дерева.
Патинирование
Сейчас патинирование активно применяется при производстве и реставрации мебели, притом состарить можно как натуральную древесину, так и более распространенные панели МДФ. Мебель с патиной может выглядеть очень богато, но не быть на самом деле дорогостоящей. Глядя на такие предметы интерьера, многие думают, что видят перед собой старинный гарнитур, который служил какому-нибудь знатному роду на протяжении долгих лет. А на самом деле эти шкафы только вчера были изготовлены на фабрике.
Мебель с патиной может выглядеть очень богато
На заметку! Отличить искусственно состаренную мебель от той, которая постарела сама по себе, просто. Достаточно посмотреть внутреннюю сторону гарнитура. У искусственно состаренных предметов патинирование выполняется только снаружи.
Сливочно-карамельная гамма с яркими вкраплениями
Вариант с патинированной мебелью подойдет тем, кто очень любит старину, но не может позволить себе потратить баснословные деньги на хорошую и качественную старинную мебель. Чаще всего вариант с патинированием используется для оформления комнат в стиле прованс.
Главная роль здесь у зеркала, но обратите внимание на потрясающий тройной столик
Кстати, некоторые владельцы новой мебели могут и сами состарить предметы интерьера, проведя патинирование самостоятельно в домашних условиях. Технология эта не сложна, но трудозатратна, но при желании сделать можно все своими руками.
Патина в скандинавском стиле
Технология патинирования заключается в нанесении на мебельный фасад акриловой или иной краски и последующей затирки. После чего достаточно покрыть мебель особым составом (лак), чтобы она приобрела матовый блеск и оставалась защищенной от внешних воздействий.
Глядя на это аутентичное бюро — неясно, естественно или искусственно оно состарено
На заметку! Техника патинирования часто применяется для декорирования комодов, подлокотников мягкой мебели, дверей шкафов и кухонных гарнитуров, табуретов. Словом, всего, где есть деревянные элементы.
Будуарная ванная в загородном доме
Патина на металле: пошаговая инструкция
Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.
Для работы потребуются:
- акриловая краска,
- набор кусочков потали,
- синтетическая кисточка,
- спирт,
- клей для потали,
- финишный лак для потали.
Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой. При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия. Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком.
Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!
Виды патины
Искусственно созданная патина появляется во много раз быстрее, чем формируется природная. Объясняется это все быстрым протеканием химических реакций, которые получаются в результате воздействия определенных химических веществ на поверхность предмета. Сымитировать таким образом можно различные оттенки – от золотистого до черного, а порой и вовсе получается создать уникальное неприродное сочетание цвета.
Патинирование мебели
Сейчас существует 4 основных вида патины. Рассмотрим их подробнее.
Таблица. Виды патины.
Вид | Описание |
Жидкая | Такой патины можно добиться, используя специальный лак, который носит название «патинирующий». Он придает изделию желтоватый оттенок. Как правило, его используют художники, желающие придать своему полотну немного состаренности. При работе с деревом такой лак применяется на этапе завершения работ. |
Густая | Составы, которые используются в этом случае, имеют консистенцию пасты, обычно – двухкомпонентной. Часто продаются в наборе с финишной патиной и базой. Можно добиться эффектов золочения, появления ржавчины и т. д. Очень распространенный вид. |
На водной основе | Это нечто сродни краски, которая наносится различными способами на поверхность изделия. Подходит для многих материалов, в том числе дерева и металла, также используется для состаривания керамики. Работы нужно успеть выполнить, пока патина не засохла. Как правило, производится только 4 варианта цвета – черный, белый, ржавый и зеленый. |
Фацетный лак | Это вещество при высыхании способно красиво растрескиваться, достигается эффект кракелюра. Чем больше слоев лака нанесено на изделие, тем больше трещин на нем образуется. Цветовая гамма лака очень богатая. |
Искусственно состаренная мебель в стиле прованс
Способы нанесения патины. Патинирование
Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.
Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.
Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.
Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.
Патина
Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 — естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 — искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.
Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава — бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий — климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем — зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.
На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.
После восстановления копаных монет и т.п. хочется наложить искусственную патину. Вот несколько рецептов:
Патинирование серебра: Варим в крутую пару куриных яиц.На горячую чистим их от скорлупы.Ставим на середину чайного блюдца серебряную монету на ребро.По бокам приставляем яйца(чищенные),накрываем все это стаканом,или банкой,и через стекло наблюдаем,как чудесным образом меняется цвет серебра.Вынимаем при желаемом цвете.Спектр от золотистого, до иссиня черного.
Краски
Чтобы добиться эффекта патины можно воспользоваться обыкновенными отделочными красками в различных цветовых сочетаниях друг с другом. В магазинах для художников вы без труда сможете найти акриловые краски различных цветов, степени укрывистости, и в различной расфасовке. Стоит обратить внимание на серии красок, содержащие металлический оттенок. Сначала на декорируемый предмет наносится основной цвет — это базовый слой в процессе патинирования. После того, как базовой слой нанесен, ему необходимо дать время просохнуть. Затем полусухой кистью с золотой или иной, подходящей случаю, краской (серебро, патина, медь и др.) прорабатываются важные участки и выступающие детали для достижения эффекта патины. Такая работа требует определенного творческого подхода, а результат непременно принесет удовлетворение, так как ошибиться в этом процессе крайне сложно.
Лаки
Состарить предмет декора можно при помощи специальных патинирующих лаков. Обычно такие лаки входят в двухкомпонентную систему создания эффекта Кракле. Но в отличие от второго компонента (кракелюрного лака), могут использоваться и самостоятельно. Патинирующий лак — это прозрачный жирный лак янтарного цвета с фиолетово-бордовым оттенком. Он придает работе темный золотистый оттенок и создает прочную толстую и гладкую пленку, хорошо защищая от механического и атмосферного воздействия. Чтобы добавить работе эффект старинного растрескивания лакового слоя, можно воспользоваться вторым компонентом — кракелюрным лаком той же марки и серии. После затирки трещинок контрастным составом готовую работу покрывают новым слоем патинирующего лака. Это защитит хрупкие трещинки и придаст работе законченный вид.
Специальные составы
На современном рынке представлены специальные составы для имитации эффекта старины. Они продаются под общей серией «Патина» и могут носить названия: «Патина gold», «Патина bitum», «Патина verde green», «Металлическая краска под патину» различных цветов и проч. Эти составы позволяют в считанные минуты воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или ржавую патину. Назначение и способы использования материалов для патинирования сильно отличаются друг от друга. Перед их применением обязательно нужно свериться с инструкцией по применению и использовать составы одной марки и серии. Специальные составы для патинирования с равным успехом подходят для таких поверхностей, как дерево, металл, гипс и проч.
Патинирование монет
Патинирование монет является необходимым атрибутом нумизматики, так как любой нумизмат обращает особое внимание на патину монеты – искусственная или натуральная, либо же ее совсем нет. Вообще, монету лучше не доводить до такого состояния, при котором приходится наводить ей искусственную патину. Однако в некоторых случаях монета может быть почищена только с удалением всех загрязнений и налетов, в том числе и патины. Именно в таких случаях и приходится прибегать к патинированию. Я опишу те методы, которые использую сам, да и большинство нумизматов использует подобное.
Патинирование меди. Тут есть два хороших способа. Первый способ – берете пять грамм простого марганца и двадцать грамм медного купороса. Смешиваете их в воде и доводите воду до температуры 90 градусов и отпускаете туда монеты. Сколько продержать там монетки зависит от вашего желания и принимаемого окраса. В среднем за 10 минут монета принимает красивый коричневый цвет. Хотя иногда времени требуется гораздо больше, а цвет может варьировать от красноватого до темно-коричневого. видео патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом
Другой способ тоже хорош. Для него нужна серная мазь (продается в аптеке). Покрываете испорченную до розового цвета монету тонким равномерным слоем мази и откладываете ее буквально на пять минут. После этого мазь смываете и смотрите на цвет. Как правило, за это время монета станет темно-коричневой, а скорее всего черной. Очень тщательно вычистите ее от остатков серной мази и дайте ей просохнуть. После этого тряпочкой, смоченной в вазелине аккуратно протирайте ее до тех пор, пока она не станет коричневой (а она обязательно станет). Хотя, если вам нравится черный цвет, то можно обойтись и без этого.
Патинирование советских монет 1, 2, 3, 5 копеек. Лично я стараюсь подобные монеты просто мыть в мыле и все, не снимая никакую патину или налет. Однако, можно попытаться и запатинировать. Тут есть парочка способов. Эта же серная мазь, но патина получается очень неравномерной и частенько некрасивой. Хозяйственное мыло – патина походит на натуральную, но процесс долог. Вам нужно просто держать монету во влажном хозяйственном мыле, периодически переворачивая монету. Патинирование солнцем. Хрен его знает почему, но если монету продержать пять месяцев под открытым солнцем, ветром и дождем, то почищенная до блеска она принимает очень натуральный вид. Патина садится на нее идеально, делая ее слегка тусклой и немного с коричнева.
Серная печень Применяется на: Медь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Не действует на нейзильбер.
Цвета: На меди и серебре — разброс оттенков от пурпурного/голубого (трудно получить) до коричнево-серого, серого, черного. На латуни и бронзе — только нежно-золотистый. Патина представляет собой очень тонкий слой сульфида и подходит для обработки текстурированных поверхностей. Поскольку раствор по-разному действует на латунь и бронзу по сравнению с медью и серебром, его можно использовать для пятнистого (контрастного) окрашивания сплавов серебра с латунью или меди с латунью.
Инструкции: В 2-4 кружки горячей воды добавьте кусочек серной печени размером с горошину. Растворите полностью, проверьте и откорректируйте крепость раствора. Она будет зависеть от того, старый или новый химикат вы используете и от того, какой цвет вы хотите получить. Убедитесь, что металл, который вы собираетесь окрасить, абсолютно чистый, и на нем нет следов жира. Наденьте перчатки и возьмите изделие за края или подвесьте его на проволоке и погрузите в теплый раствор до достижения необходимого цвета. Темный цвет лучше всего получать постепенно, чередуя погружение в раствор и споласкивание теплой проточной водой. Если поверхность окрашивается слегка неравномерно, попробуйте легко потереть ее, промыть и опять погрузить в раствор. Это срабатывает особенно на текстурированных металлических поверхностях. На небольшие участки раствор можно нанести кисточкой. Но будьте осторожны, когда начнете его смывать, следите, чтобы не появились подтеки.
Для окрашивания латуни и бронзы используйте очень-очень-очень слабый раствор и повторите процесс, как описано выше. Результатом будет легкое окрашивание. Если изменения цвета не происходит, продолжайте разбавлять раствор теплой водой. Как бы нелогично это не звучало, но это часто срабатывает.
Примечания: Если раствор слишком крепок, цвет изменится почти мгновенно, и на поверхности образуется слой, который•легко сотрется и оставит после себя неровную поверхность. Если металл был плохо очищен, возможно, пятнистое окрашивание.
Я предпочитаю пользоваться кусковой серной печенью, а не концентрированными растворами. Но это мое личное предпочтение. И в том и в другом виде серная печень после распечатывания быстро разлагается и должна все время храниться в сухом темном месте. Приготовленный раствор годен в течение очень короткого времени, поэтому лучше всего избавиться от него, если только вы не собираетесь использовать его в ближайшие день- два. Храните в светонепроницаемом контейнере в темном месте. Если вы заметите на поверхности куска серной печени белую порошкообразную корку, это значит, что химикат старый и теряет свою эффективност. Используйте большее количество такого химиката для приготовления раствора.
Родственные химикаты, например, сернистый барий и сульфид аммония, работают по тому же принципу, но обработанные поверхности будут иметь другие оттенки.
Патинирование в парах нашатырного спирта
Применяется на: Лучше всего подходит медь, также окрашиваются латунь и бронза Цвета: Темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый ярко-голубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе)
Инструкции: Закрепите проволоку в пластиковом контейнере с крышкой, который по размеру лишь немного больше окрашиваемого предмета. Это можно сделать, просверлив маленькие отверстия недалеко от его верхнего края и пропустив через них толстую проволоку. Подвесьте на проволоку окрашиваемый предмет так, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна иметь шершавую текстуру (чем грубее, тем лучше). Налейте маленькую лужицу немыльного бытового аммиака на дно контейнера и плотно закройте крышку. Пары нашатырного спирта сами окрасят медь в темно-оливковый цвет. Получить вкрапления ярко- и темно- голубого цвета можно, намочив поверхность изделия и посыпав ее солью перед окрашиванием. Через пару часов проверьте, как идет процесс, сполосните и вновь «посолите». Окончательную обработку проводите одним аммиаком, если необходимо получить более темный фон. Промойте, высушите полностью и покройте воском.
Если предмет, который надо окрасить, невозможно подвесить, положите его на какую-нибудь подставку, чтобы он не лежал в луже нашатырного спирта (хорошо подойдет для этого перевернутая пластиковая крышка) или поместите нашатырный спирт в какую-нибудь низкую емкость.
Примечания: Настоящий ярко-голубой цвет станет виден только после окончательной просушки изделия. Поэтому, чтобы проверить, какой цвет получается, может потребоваться высушить изделие перед тем, как вернуть его обратно в контейнер. Результаты применения этого вида патины во многом зависят от времени обработки и способа нанесения соли и могут быть различными. Можно добиться действительно прекрасного результата, который оправдает потраченное вами время.
Патинирование в опилках
Применяется на: Латунь или медь. Также легкий оттенок можно получить на бронзе и никеле, каждый из них окрашивается по-своему.
Цвета: Крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный — на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный — на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди. Примечание: Здесь приводится лишь один из многочисленных растворов, которые можно применять с опилками.
Инструкции: 16 грамм хлористого аммония (не обязательно) 16 грамм поваренной соли 300 мл немыльного бытового нашатырного спирта (удвойте количество при окрашивании меди) 700 мл воды Смешайте все ингредиенты до полного растворения. В герметично закрытой емкости в темном прохладном месте раствор может храниться сколь угодно долго.
Раствор можно использовать не только с опилками, но и со многими другими носителями. Я могу предложить сухую листву, измельченную траву и наполнитель для кошачьего туалета. Стоит попытаться использовать все, что способно удерживать влагу и не растворится во время патинирования. Результаты могут быть очень различными и удивительно непредсказуемыми, поэтому потратьте немного времени на эксперименты. Пользуясь опилками, помните, что именно степень их грубости определяет рисунок полученной патины. Не пользуйтесь опилками от клееной фанеры или прессованного картона, содержащийся в них клей может повлиять на окрашивание.
Обработайте опилки раствором так, чтобы они были влажными, но не сырыми. Поместите их в воздухонепроницаемый пластиковый контейнер и полностью погрузите в них изделие, подлежащее окрашиванию. Несколько кусочков того же металла, который вы окрашиваете, положите туда же, но неглубоко, чтобы вы могли с их помощью контролировать ход процесса, не тревожа само изделие. Как правило, чем мельче опилки, тем меньше хочется тревожить изделие во время окрашивания. Время окрашивания сильно различается в зависимости от того, какой металл и с помощью какого носителя окрашивается. Для латуни нужно от 12 до 24 часов (чем мельче опилки, тем дольше). Медь окрашивается быстрее, обычно бывает достаточно от 4 до 6 часов, но можно оставить изделие и на более долгий срок. Мелко нарезанная трава или листья не так хорошо абсорбируют влагу, как опилки. Поэтому для окрашивания с их помощью требуется больше раствора. Чтобы обеспечить запас влажности в глубине контейнера, подготовьте большое количество такого носителя. Поместите изделие ближе к поверхности. Так оно лучше окрасится и его будет удобнее проверять и переворачивать каждый час, чтобы окрашивание было более равномерным.
Когда окрашивание закончится, промойте и оставьте для просушки на ночь. Окончательную доработку проводите воском или матовым акриловым спреем. Раствор, смешанный с опилками, годен лишь в течение нескольких дней. Лучше всего каждый раз готовить свежую смесь.
Примечания: Это очень «гибкий» способ патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать, добавляя разное количество нашатырного спирта или соли и оставляя изделие в опилках на разное время. Если опилки увлажнены недостаточно, то окрашивание будет слабым. Если опилки слишком сырые, крапчатой окраски не получится, и поверхность металла просто стравится. И помните: материалы с более мелкой текстурой нельзя тревожить, тогда как изделие, погруженное в более грубые материалы, такие как листья, требуется чаще поворачивать для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!
Патинирование латуни
Коричневый и черный цвета.
Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г серноватистонатриевой соли, которую чаще называют тио-сульфитом натрия, или гипосульфитом. В быту гипосульфит известен как фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. Правда, водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.
Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее.
Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.
Оливковый, коричневый и черный цвета
Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой.
Он приобретет густой темно-синий цвет. Латунный предмет, монета в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует — пленка и без того имеет красивый металлический блеск.
Оранжево-красный цвет В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). монета в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.
Серый и черный цвета Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени. Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и л поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало в старину название «печень» — от слова «печь», «спекать».) Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя — оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10—20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.
Патинирование меди
Черный и серый цвета Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2—3 г серной печени и 2—3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.
Красно-коричневый цвет Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом. источник
Варианты патинирования Вариант 1 Рассматриваются только монеты чеканенные не технологией «пруф». На золото — платину — палладий — никак . Это и не требуется. На железо — цинк — алюминий — не стоит . Сама ляжет. На никель — не сталкивался с необходимостью. На медь и бронзу. Берётся сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень , мажется монета и оттирается до требуемого оттенка патины. Только на медь. Горячий раствор марганцовки и медного купороса (пропорцию не помню) и опускается в раствор монета. На серебро. В принципе так же как на медь и бронзу (сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень). Можно закопать в цветочный горшок , предварительно удобрив грунт . Как вариант — опустить просто в кучу навоза . Не пробовал , но говорят что через полгода ложится потрясающая патина.
Вариант 2 После очистки медных монет можно создать на них искусственную патину, поместив в раствор 50 г медного купороса и 5 г марганцовокислого калия на 1 литр воды, нагрев его до температуры 70-80 С и продержав там до получения нужного цвета. Из книги «химия в реставрации в этом случае получается золотистокоричневая патина с малиновой побежалостью и умеренным блеском
Вариант 3 Медь можно серной мазью обработать, так вроде её не продают, но в аптеках на заказ делают Серная мазь наносится небольшой порцией на тонкую резиновую перчатку (на два пальца), а затем на монету. Внимание процедура втирания мази на монету осуществляется под водой (использовалась маленькая ванночка позволяющая погрузить полностью монету и оставляющая свободу для рук).
Монета аккуратно трется между пальцами до того момента, пока не скроются все блестящие участки (не забудьте про гурт). Затем под струей проточной, теплой воды смываете излишки мази с монеты и монета протирается салфеткой и сушится. Обычно на этом этапе я и останавливался, но результат меня не всегда устраивал. Вчера я пошел дальше. Оставляем монету минут на сорок. Затем мягкой салфеткой полируем поверхность(если в процессе полировки появляются светлые участки не страшно — самое интересное впереди).
Теперь моем монету с мылом и мягкой зубной щеткой (не переусердствуйте). Вся чернота сходит и остается приятная светло-коричневая патина (которая не оставляет следов на пальцах). Сушим монету.
Рецепты растворов:
Светлокоричневая патина. г\л дихромат натрия — 124 азотная кислота (плотность 1.40 гр\см3) — 15,5 соляная кислота (1,192)- 4,65 сульфид аммония 18% раствор — 3-5 наносят кистью сразу после приготовления, через 4-5 часов смыть и повторить после просыхания 2 раза, полировать сухой ветошью.
От темнокоричневой до теплочерной патины г\л персульфат аммония — 9,35 едкий натр — 50,0 на 5-25 мин в ванну с раствором, нагретым до 90 -95 градусов. промыть, осушить, повторить 2-3 раза
От оливкового до коричневого цвета бертолетова соль — 50*70 нитрат меди — 40*50 хлорид аммония — 80*100 на 10-15 мин в ванну с подогретым раствором до 60-70 градусов. получаемые пленки обладают механической прочностью и стойкостью к коррозии
Коричневочерная патина молибдат аммония — 10 аммиак 25% водный раствор — 7 раствор должен быть подогрет до 60 — 70 градусов
Устойчивая патина золотистого цвета сульфид меди — 0,6 едкий натр — 180 молочный сахар — 180 раствор щелочи и лактозы готовят отдельно и только потом сливают
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Что нужно для патинирования?
Освоив методику патинирования, можно, уложившись в несколько часов, красиво и гармонично состарить мебель. Притом она будет смотреться действительно выигрышно, если стиль интерьера к ней подходит. Обычно в домашних условиях используются краски, но также понадобятся кисти, грунтовка, лак, наждачная бумага или специальная губка для шлифовки. Как правило, все, что необходимо, можно купить в отделах канцелярии и частично в хозяйственных магазинах.
Кровать для титулованной особы
Красок лучше всего взять два вида, для нижнего слоя и для верхнего. Нижний слой может быть любым, а верхний лучше сделать под металл (идеальные варианты – золото или бронза).
Совет! Прежде чем приниматься патинировать мебель, рекомендуется потренироваться на каком-то ненужном предмете интерьера. Несмотря на то, что технология проста, все равно нужно иметь кое-какие навыки, чтобы все получилось так, как нужно. Например, можно попробовать запатинировать шкатулку из дерева или обычную доску.
Вначале лучше потренироваться на каких-то ненужных предметах
Важно понимать, что не стоит наносить слишком много краски, иначе можно испортить текстуру дерева и оно будет казаться просто испачканным. Наносить окрашивающий состав нужно на ровные поверхности, которые не имеют особых выступов. Также не стоит наносить ее там, где происходит постоянный контакт с поверхностями (например, на ручках мебели) – краска все равно не удержится.
Сундук из дерева своими руками
В нашей новой статье мы рассматривает лучшие варианты изготовления сундуков своими руками. Идеи, пошаговые инструкции и советы — все это можно найти в этой статье!
Инструменты и материалы
Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.
Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:
- кисти разного размера,
- валик (для больших поверхностей),
- наждачная бумага,
- грунтовка,
- лак мебельный или по металлу,
- ветошь для удаления излишков краски,
- ватные и поролоновые тампоны.
Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла. В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina». Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.
Как происходит патинирование?
Посмотрим, как же своими руками запатинировать обычный мебельный ящик, создав на нем эффект потертостей.
Шаг 1. Первым делом ящик нужно отшлифовать при помощи наждачной бумаги. Эта процедура позволит избавиться от неровностей и шероховатостей. После того как ящик был обработан наждачкой, пыль с него нужно смахнуть тряпочкой.
Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой
Шаг 2. Далее места, которые должны будут по итогу казаться потертыми, нужно обработать обычным воском от свечи. Это могут быть боковые части ящика, а также некоторые места на его ровной поверхности. Предварительно обрабатываемую поверхность можно покрыть и грунтом по дереву. Если используется грунт, то наносить его нужно тонким слоем.
Нужные места обрабатываются воском от свечи
Шаг 3. Затем ящик требуется покрыть краской основного цвета. В этом случае используется акриловая белая краска. Ее нужно наносить аккуратно при помощи кисти на всю поверхность ящика. Такая краска быстро сохнет, и ее высыхания нужно дождаться обязательно, прежде чем проводить дальнейшие работы.
Нанесение белой акриловой краски
Шаг 4. Далее ящик нужно снова обработать наждачной бумагой. Процедура позволит избавиться от части краски, поэтому шлифовать поверхность нужно в тех местах, где краску и нужно убрать. Легко она снимается в области тех мест, которые были обработаны воском. Работать нужно вдоль волокна дерева.
Повторная обработка наждачной бумагой Шлифуются только те места, где нужно убрать краску
Важно! Не нужно брать слишком грубую бумагу. Иначе есть риск испортить поверхность ящика.
Шаг 5. Далее мебели нужно придать эффект припачканности. Он создается в области уголков ящика. И вот для этого будет использоваться состав, который так и называется – патина. В данном случае лучше взять на водной основе. Небольшое ее количество нужно нанести на палитру или любую пластиковую поверхность, которую не жалко запачкать.
Берется небольшое количество патины
Шаг 6. Наносить патину лучше всего кусочком губки. Требуется слегка смочить губку патинирующим составом и аккуратными мягкими движениями наносить этот состав на поверхность мебели.
Губка смочена патинирующим составом
Аккуратно наносится патина
Шаг 7. Далее после высыхания всех составов нужно покрыть поверхность ящика лаком, лучше – не глянцевым, а матовым. Работы окончены. Остается только высушить поверхность ящика, прикрутить к нему фурнитуру и можно им пользоваться.
Нанесение лака
Так будет выглядеть готовый состаренный ящик
Кстати, патину можно наносить в два слоя. Тогда цвета получатся более насыщенными. Но и усердствовать не стоит, иначе мебель будет выглядеть неестественно.
Видео – Патинирование фасада мебели
Воск патинирующий luxwax
Патина на основе водорастворимого воска. Применяется для декора в технике патинирования, тонирования рельефных элементов, выделения трещин-кракле. На необработанном дереве проявляет его структуру, а также создает защитный водоотталкивающий слой. Медленно сохнет, не растекается. Не требует закрепления лаком, является финишным покрытием.
Общие характеристики:
- Тип воск
- Основа водная
- Тип поверхности дерево
- Объем 40 мл
Дополнительно
- Срок годности 365 дн.
- Страна производства Россия.
Воск патинирующий цена купить
Узнать цену и купить воск патинирующий luxwax можно на Яндекс.Маркет.
Узнать цену на Яндекс. Маркет
Воск патинирующий luxwax отзывы
Татьяна, 30 декабря 2022, цвет голубой
Классный воск. Брала четыре цвета. Качество хорошее. Довольна. Рекомендую
****
Нина, 04 декабря 2022, зеленый, золотистый
воск мягкий. хорошо патинирует…понравился
****
Сергиенко Татьяна, 15 декабря 2020
Luxart Воск прекрасное декоративное покрытие. Это не густая краска, это современный воск на водной основе. Высыхает приблизительно через 24-48 часов при нормальной температуре. после просушивания можно покрывать лаком, можно акриловым. Мне, как декоратору, есть с чем сравнивать. К тому же воск в баночке не засыхает через месяц, как, к примеру, у Каденса, как ни закрывай. Очень насыщенное пигментом мягкое средство, я очень довольна.
Куда лучше поставить такую мебель?
Состаренная мебель прекрасно может смотреться в любой части дома, будь то гостиная, спальня, кухня или коридор. Главное, чтобы она подходила по своему стилю к интерьеру в целом.
Вам не кажется, что в этой комнате жила Джейн Эйр?
Очень хорошо смотрятся состаренные кухонные гарнитуры. Они кажутся очень уютными и располагают на проведение приятных вечеров в семейном кругу за столом. Патинированные фасады отлично сочетаются со столешницами, имитирующими камень, а на стены для завершения общей картины в кухне можно повесить картины в состаренных рамах под серебро или золото. Лучше всего патинировать белые или коричневые кухонные гарнитуры.
Кухня в стиле старого бара — очень уютно!
Патинированные спальные гарнитуры выглядят очень роскошно. Притом хорошо, если состаренными будут не только кровать и тумбы, но и шкафы, и прочая мебель в спальне. Идеально, если и двери между комнатами тоже будут иметь эффект старины.
Стильная детская для «взрослого» ребенка
Важно понимать, что изделия с патиной, несмотря на то, что они имеют состаренный вид, нуждаются в уходе и заботе. Их требуется регулярно очищать от пыли, но нельзя использовать никакие абразивы или агрессивные химические составы. Последние могут нанести непоправимый вред изделиям, которые утратят свою красоту.
Важно правильно ухаживать за состаренными предметами мебели
В целом, патинированная мебель вряд ли утратит популярность в ближайшее время. Так что можно или купить готовый вариант, или же состарить ту, которая уже имеется в доме. Эффект старины создать не сложно, тем более что все необходимое можно добыть в магазине. А работа своими руками, хоть и займет немало времени, но обойдется куда дешевле покупки нового гарнитура. Главное – освоить все навыки и потренироваться, прежде чем браться за отделку всей мебели разом.