Технология создания
Процесс шитья изделия из небольших тканевых кусочков, на самом деле, очень захватывающее занятие. Кроме того, оно не требует колоссальных финансовых вложений. Ведь необходимые материалы в виде разнообразные кусочков ткани можно приобрести набором или использовать старые вещи, которые могут лежать в вашем шкафу.
Много идей и секретов от опытных дизайнеров можно найти по ссылке dizajny.guru
В итоге вышедшие из моды вещи смогут продолжить свое существование в новом образе и будут напоминать о чудесном прошлом. Но не стоит использовать очень ветхие вещи, чтобы усердие не было напрасным.
Чтобы создать лоскутное одеяло, необходимо заготовить 6 и более различных расцветок ткани. Для воплощения неповторимого дизайна при помощи своей неуёмной фантазии стоит использовать различные цвета, структуры тканей и рисунки на них. Слегка присборенные детали придадут объемность фактуры и эффектный внешний вид.
Как сшить лоскутное одеяло своими руками? Для этого достаточно посмотреть мастер-классы из интернета, которые помогут научиться технике пэчворк самостоятельно.
Окантовка лоскутного изделия в 3 этапа
Этап 1: изготовление бейки
Для демонстрации я нашла в закромах какую-то заготовку-разрезалку и быстренько соорудила из нее сэндвич. Художественные качества заготовки оставляют желать лучшего, уж не обессудьте, но как тренировочный плацдарм – сгодится. И котику заодно новый коврик выйдет.
Расти-расти, хвостик…
На полноразмерное взрослое одеяло требуется от 7 до 10 метров бейки. Совершенно очевидно, что непрерывную полосу нам не получить. Поэтому будем набирать нужную длину, стачивая более короткие полоски.
Казалось бы, чего проще – складывай концы и сшивай полоски между собой. А вот и нет!
Полосы для окантовки всегда стачиваются наискосок, под углом 45°. Почему?
А вы представьте прямой шов с разутюженными припусками. Это уже 2 слоя ткани (лицо и припуск).
Сформированная бейка, обогнув край изделия, даст уже 8 слоев ткани. И это не считая сэндвича! Причём наложатся они друг на друга.
Даже если ваша швейная машина справится с подобной толщиной, на месте стыков будут некрасивые выпуклые бугры. Оно нам не надо! Поэтому только наискосок.
Некоторые рукодельницы сразу подрезают концы полос под 45° и стачивают их. Но, как по мне, этот прием не совершенен. Легко растянуть края, нелегко совместить косые срезы.
Правильнее действовать так: сложить полосы лицом к лицу, под углом 90°, чтоб полосы чуть-чуть перекрывали друг друга.
Сколоть, провести диагональ, как на фото (не в другую сторону!), проложить шов от «галочки» до «галочки».
И только потом срезать лишнее, оставив нужный припуск. Припуск, естественно, разутюживаем.
Существует ещё способ кроя «бесконечной» бейки сразу из цельного куска ткани, сшитого по диагонали со смещением. Принцип легко понять по рисунку.
Мне этот способ не очень нравится, потому что резать надо ножницами, а не роликовым ножом. Но вы можете попробовать.
Важная мелочь
Сколько же таких полос надо выкроить и стачать? Ну, предположим, что нам надо окантовать одеяло с периметром 7,8 м. Допустим, вы будете кроить полоски из метрового отреза. Таких метровых полос вам понадобится 9 штук.
Почему не 8? Во-первых, не забывайте про прибавку 20 см. А во-вторых, при стачивании наискосок очень много ткани теряется на припусках. Расшифровываю.
Девять полосок в одну – это 8 стыков, на каждом отнимаем 1 ширину ленты. Если лента шириной 6 см, то вы теряете 8 × 6 =48 см. Девять метровых полосок дадут вам общую длину 852 см. Этого нам хватит на периметр одеяла, но согласитесь, потери большие. Учитывайте этот факт.
Осталось сложить ленту вдвое и отутюжить. «Ушки» от припусков срезаем.
Этап 2: первый шов по периметру
Подстелим соломки
Не начинайте с угла. Начинайте где угодно на стороне одеяла, оставив свободный «хвост» ленты см 10-15. И предварительно приложите ленту ко всем сторонам одеяла, чтоб проверить, не попадают ли стыковочные швы в углы квилта. Если да, то сместите бейку, чтоб избежать этой неприятности.
Традиционно пристрачиваем бейку к лицевой части одеяла, совмещая открытые срезы.
Красна изба углами…
Приходим в угол. Почти приходим. Останавливаемся, не доходя до края одеяла на ширину припуска. Поворачиваем квилт и прошиваем уголок под 45°.
Разворачиваем одеяло следующей стороной. Бейку, придерживая слева, отгибаем вверх (от себя) так, чтоб она образовала прямую линию с краем одеяла.
Затем опускаем её вниз, к себе, совмещая с краем.
В углу образуется складка-гребешок.
Всё, можно начинать новую строчку, не забыв про закрепку.
Повторяем эту канитель на всех углах.
У кольца нет конца
И последняя операция этого этапа – соединить концы окантовки.
Помните, мы оставляли свободный кусочек в начале? Такой же оставим и в конце. Остановите строчку, не доходя до начала ну сантиметров 20 (или больше, смотрите, как вам удобнее), сделайте закрепку.
Разровняйте край одеяла, разложите по нему свободные концы бейки. Они будут перекрывать друг друга. Их также надо соединить под углом.
1 способ – математически точный.
Наметьте место соединения на одном краю ленты. Обрежьте его по метке.
Второй край должен перекрывать первый на величину, равную ширине вашей окантовки.
Отмерьте на нем, сколько положено, и также обрежьте.
Потом раскрываем ленты, поворачиваем друг к другу под прямым углом, прошиваем по диагонали.
2 способ – прикладной. Раскрытые бейки накладываем друг на друга, обозначаем точку стыка.
Совмещаем метки лицом лицу, вкалываем туда булавку, почти в край.
И на булавке, как на штырьке, разворачиваем полосы под прямым углом. Фиксируем, прострачиваем по диагонали.
Припуски сразу не срезайте. Сперва проверьте, улеглась ли бейка на свое место. Ничего не морщит, не подтягивает? Отлично, режьте.
Стык разутюживаем ноготками, придаем бейке первоначальный вид, вновь складывая её вдвое и пристрачиваем к одеялу, не забывая про закрепки.
Этап 3: второй шов по периметру
Отгибаем бейку на изнанку одеяла. Аккуратно носиком утюга можно пройтись по шву с лица.
Формируем уголочки, закладываем их под 45°, закрепляем булавками. Это сложно описать, лучше посмотреть фото и попробовать на практике.
Остальную бейку хотите –приметайте, хотите – прижмите специальными клипсами или канцелярскими зажимами. Пришивайте потайным швом вручную.
7–10 метров вручную? Да ладно, хорош заливать! Что, серьёзно?
Представьте себе, да. Это классический консервативный подход. Утверждается, что только вручную подшитый край выглядит аккуратно и передаёт истинное очарование ручной работы. Вот я снизошла и подшила свой коврик вручную.
Да, вроде аккуратно. Но для меня в ручном подшивании нет логики.
То есть на протяжении всего одеяльного проекта ты пользуешься крутым резаком, который берет несколько слоев ткани, применяешь ускоренные техники кроя, сшиваешь детали поточным методом, используешь военные хитрости при сборке сэндвича, стегаешь на машине… в общем делаешь всё, чтобы облегчить и ускорить процесс шитья. А потом вдруг – бац! ах, у меня ручная работа! – и фигачишь вручную 10 метров.
И это в век, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…
Альтернативные способы окантовки
Я предпочитаю обходиться без ручного шитья, завершаю окантовку на машине. Мнение, что машинная окантовка выглядит неаккуратно и недушевно, мне кажется очень субъективным и предвзятым. Впрочем, каждому своё. Я просто хочу показать все существующие альтернативные варианты.
- Бейка пришивается с лица на изнанку. Закрепляется зигзагом или декоративной строчкой. Ну, зигзаг – это совсем по-домашнему, выглядит так себе, конечно. Декоративная получше, хотя на изнанке тоже кустарно смотрится.
- Бейка пришивается с лица на изнанку. На лицевой стороне строчим прямо в шов притачивания, с изнанки бейка должна перекрывать шов на 2-3 мм. Итог – сверху строчки не видно, снизу – идёт по краю ленты. Для аккуратности этот способ требует намётки, что в общем-то точно так же увеличивает временные затраты.
- Бейка пришивается, наоборот, с изнанки на лицо. Сверху отстрачиваем бейку в край, нижняя нить на изнанке идёт по одеялу, параллельно бейке. Если взять нитки в тон бэка, то выглядит весьма достойно. Удобно и быстро, и никаких предварительных наметок.
- Окантовка иногда даже и не нужна, можно обойтись без неё, особенно если вы не можете подобрать её по цветуили просто хотите сэкономить усилия или ткань. Надо выкроить кайму пошире и завернуть её на изнанку, а углы обработать способом, который применяют при пошиве салфеток и скатертей. Либо сделать наоборот, выкроить больше изнаночную ткань и завернуть её на лицевую сторону. Этот способ посмотрите в ролике у Варвары Тасиц.
Думаю, что на этом мой трактат про окантовку квилта завершён. Если что-то не учла или забыла, напишите в комментах.
Лоскутной вам магии!
Выбор нужной ткани
Для шитья одеяла из лоскутков своими руками необходимы кусочки ткани одной толщины и фактуры. Цветовая палитра тканей выбирается в соответствии с интерьерной стилистикой, колористикой стен и меблировкой.
Контрастные сочетания тканей смотрятся наиболее выигрышно на неброском фоне основного полотна. Не стоит допускать излишества пестроты, лучше отдать предпочтение умеренности.
Перед началом процесса шитья необходимо сделать предварительную раскладку заготовок на ведущем основании ткани, немного отойти от него и оценить полученный шедевр. Так сказать взгляд со стороны поможет понять удачность комбинации рисунка и цветовой гаммы.
Техника «Ляпочиха»
Это довольно простая техника, в которой лоскутки одной длины пришиваются рядками. Каждый из элементов сшивается по середке, загибая края для создания необходимого объема. Для того, чтобы изделие держало форму, лоскуты пришиваются очень плотно. Пышность изделия зависит от длины элементов. Наиболее популярной вещью в исполнении данной техникой является коврик.
Материал для наполнения одеяла
Одеяло в технике пэчворк имеет три основных слоя: красивый верх, утеплитель и подкладочный низ. Если из одеяла вытащить утеплитель, то получится обычное покрывало.
Для утеплителя изделия чаще всего используется синтепон, который не дает усадку после стирки. Поэтому его не нужно замачивать перед шитьем, так как он не изменит своего первоначального вида и размера.
Единственный его недостаток в том, что он является синтетическим. Для детей нежелательно использование синтетики, лучше применять максимально натуральные материалы.
В качестве альтернативных вариантов можно задействовать природные наполнители:
- из хлопка, похожие на облегченный ватин без ниток. Он молочного цвета, толщиной 2 или 3 мм, не осыпается. Но после контакта с водой может дать усадку приблизительно 5%. В связи с этим его стоит предварительно замочить, бережно отжать в полотенце и просушить.
- из 100% натуральной шерсти. Главным его свойством считается прекрасная теплоизоляция, что отлично подходит для рукоделия.
Окантовка = бейка
И вот в нашем лексиконе появляется слово «бейка».
Строго говоря, косая бейка – это прикладная лента, выкроенная под углом 45° с заранее подогнутыми припусками. Фабричная готовая бейка продается в рукодельных магазинах и используется в швейном деле для обработки округлых срезов – пройм, горловин и проч. Тем, кого не устраивает промышленное качество, даю ссылку как изготовить косую бейку самостоятельно.
Но:
Лоскутницам косая бейка чаще не нужна, чем нужна.
Ведь скроённая под углом, она тянется, а именно это квилтеры очень не любят. Ведь мы постоянно предостерегаем себя при шитье ромбов и треугольников: «Осторожно, не тяни по диагонали, будет деформация».
Косая бейка может пригодиться нам только на скругленных участках – например на клапанах сумок или на кайме из фестонов.
Если же мы закрываем прямые срезы одеяла, наволочки, салфетки, то эта «тягучесть» и пластичность ни к чему.
Поэтому режем полосы для окантовки прямо, по долевой (вдоль ткани) или по уточной (поперёк ткани) нити. Не знаю, существует ли понятие «прямая бейка», но это именно она и есть.
Я предпочитаю, да и вам советую, кроить по долевой. Так лента получается максимально жёсткой, а по утку всё-таки чуть-чуть растягивается.
Далее: окантовка (бейка) может быть одинарной и двойной, со сгибом – её иногда называют французской.
Одинарная применяется на небольших плоскостных изделиях. В одеялах же мы используем двойную. Всё-таки одеяло – предмет жестко юзаемый: и стираем мы его часто, и встряхиваем, и за край ручками хватаемся нещадно. Поэтому двойной слой ткани на сгибе совсем не повредит.
Используемые схемы шитья
Композиции в технике пэчворк, созданные своими руками, могут содержать лоскутки различных конфигураций: четырехугольники, треугольники или полосы. В начале они вырезаются из картона либо плотной бумаги. Проще всего создать лоскутный шедевр из крупных квадратов, что несомненно понравится начинающим рукодельницам.
Схемы повышенной сложности лоскутного одеяла можно посмотреть на специальных сайтах, чтобы не мучится самим, или купить в наборе для рукоделия.
Разнообразие стилей
В хаотической лоскутной работе также есть свои направления. Не все они идеально походят для создания одеял в такой технике. Стили бывают:
- классический. Наиболее подходящий для пошива одеяла, поскольку легко вписывается в выбранные размеры и монотонный декор комнаты. Этот стиль включает в себя одинаковые по величине лоскуты, зачастую двух цветовых гамм, которые размещаются в четкой симметрии или узором шахматной доски;
- восточный. Более подходит для декоративного небольшого одеяла. Стиль выдерживается в использовании разных по форме и величине лоскутов, добавлении к ним разнообразной вышивки нитками, бисером, бусинами, а также молний-застежек, пуговиц, цепочек и любого другого вида декоративного оформления. Однако, в отличие от следующего вида, восточный придерживается определенной системы и симметрии в сшивании лоскутов;
- крэйзи-пэчворк – «сумасшедшая» лоскутная техника. Не ограниченный в формах и расположении лоскутов стиль, совмещает в себе хаотическую аляповатость размещения деталей и смешение цветовых гамм. Более подходящий для одеял и покрывал внешнего садового декора.
Статья по теме: Шапка пышными столбиками крючком: схемы с пошаговым описанием
Лоскуты для одеяла имеют много форм:
- квадраты – простое сшивание одинаковых по размерам квадратных лоскутов;
- полосы – лоскуты из полос можно сшить как чередуя, так и по кругу, в спираль, убавляя их длину по мере работы, при этом используя шаблон в виде расчерченного квадрата;
- треугольники – чтобы достичь по окончании ровного квадратного полотна, такие лоскуты вырезают в виде равнобедренных треугольников;
- соты – симметричные шестиугольники, которые по краю совмещаются с треугольными лоскутами;
- лапачиха – вид пэчворка из разных по форме лоскутов, собирающихся в определенный рисунок по заранее приготовленному шаблону.
Необходимы материалы и инструменты
Для организации и создания лоскутного одеяла понадобятся: стол, нитки, шаблон, подготовленные ткани, материал для утеплителя, подкладочная ткань, бейка, иглы, булавки, мелок или обмылок, ножницы, сантиметр, швейная машина и утюг.
Используя различные ткани можно получить различные шедевральные одеяла в технике пэчворк, которые станут настоящим украшением интерьера, к тому же теплым и уютным. Для создания детских лоскутных одеял применяйте только натуральные материалы. Дерзайте и у вас всё получится!
Разновидности пэчворка
За сотни лет существования сформировалось множество разновидностей пэчворка. Предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными.
Традиционный (классический) пэчворк
Отличительная особенность — сдержанность в цветах и формах. Лицевая сторона изделия выполнена из отдельных лоскутов, создающих простые геометрические узоры — квадраты, ромбы, треугольники или трапеции. Подкладка чаще всего выкраивается цельным отрезом ткани. Варианты изделий: накидки, пледы, наволочки, прихватки и кухонные полотенца.
Сrazy пэчворк
При взгляде на работу, выполненную в данной технике, можно вспомнить строки старой песенки: «Я тебя слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». И, действительно, несмотря на кажущуюся хаотичность форм, материалов и украшений в виде лент, бантиков, бисера, подвесок и вышивок, Крэйзи работы оригинальны и обладают притягательным шармом. В этой технике чаще всего встречаются небольшие изделия — сумки, одежда и декоративные панно.
Японский пэчворк
Характерными признаками будут контрастные цвета, использование шелка, бахромы, кистей и ручное шитье контрастной ниткой в типично японской технике стежка сашико — равномерный ручной шов направленной вперед иглой. Орнаментами могут быть как геометрические фигуры, так и восточные природные тематики — цветы, растения и животные.
Квилтинг
Американская многослойная техника шитья с обязательным дополнительным этапом простегивания изделия. Она обогащает классический пэчворк использованием аппликаций, вышивок, декоративных стежек и нетканых материалов — кожи и синтепона для придания объема. Готовые изделия как правило небольшие — сумки, косметички, декоративные подушки, панно и одежда.
Вязаный пэчворк
Вязаный пэчворк встречается в двух вариантах. Комбинация из лоскутов, обвязанных по контуру и скрепленных между собой с помощью крючка или спиц, и исключительно техникой вязания. В последнем случае лоскуты могут быть условными — полотно изготавливается непрерывно с периодической заменой пряжи для создания геометрического узора. Это позволяет избежать перекоса полотна из-за неоднородности изделия.