Стиль сталинский ампир в архитектуре и дизайне интерьера

Главная Статьи Мебель в Сталинском стиле

Сталинский ампир — это уникальное интерьерное направление, образовавшееся на территории СССР в период правления всем известного политического лидера И.В. Сталина. Оно не являлось каким-то новым революционным открытием, а просто объединило элементы классики, барокко, а также немного деталей ар-деко. Мебель в сталинском стиле соответственно также сочетала в себе их характерные традиции, выраженные в величии, роскоши и монументальности. На протяжении многих лет она является актуальной и модной, так как в целом интерьер, украшенный такими предметами, получается очень уютным, гармоничным и при этом величественным.

В классической квартире в сталинском стиле обычно было до пяти просторных комнат с высокими потолками и большими окнами. Дизайн апартаментов отличался наличием лепнины, потолочных карнизов и полов с раскладкой «елочка». В таком помещении часто можно было встретить красные ковры, тяжелые шторы на подхватах, хрустальные люстры с розетками и высокие напольные часы.

Какие цвета характерны для стиля?

Имперский стиль в оформлении интерьера предполагает использование довольно ограниченной гаммы цветов и оттенков. В интерьере должны присутствовать оттенки благородных металлов — золота, серебра, бронзы. Они подчеркивают имперскую роскошь, формируют особое впечатление от обстановки в помещениях. В дополнение к доминирующим тонам идут фоновые, позволяющие элегантно обрамить сияние золота или холодность серебра. Среди них можно выделить такие.
Белый. Чистый благородный тон, обеспечивающий тяжеловесному ампиру ощущение легкости и свободного пространства. Сочетание белого и золотого цветов чаще всего встречается в потолочной отделке, орнаменте стен и в оформлении лестниц.

Основная гамма оттенков довольно лаконична. Во многом это связано с тем, что стиль ампир изначально строился на идее патриотизма и имперского торжества. За основу были взяты 3 цвета, составляющие французский флаг: белый, синий, красный. Позднее вариантов расцветок стало больше. Сегодня в интерьерах встречаются даже пастельные тона, позволяющие сделать пространство более комфортным для жизни.

Черты ампира

Ампир является искусственно созданным стилем. Он унаследовал черты нескольких великих цивилизаций. В первую очередь в нем нашли отражение культурные взгляды Древней Греции, Рима, а также Египта.

Название стиля также можно перевести с латинского языка. В этом случае оно будет звучать как «власть». Именно в этом и заключается главный смысл старинного направления в искусстве и дизайне.

В России во времена зарождения ампира считалось хорошим тоном подражать французской культуре. Поэтому возникшие направления в оформлении интерьеров, мебели и аксессуаров были тут же переняты элитой российского общества. Благодаря этому стиль был разделен на два вида. Появилась мебель в стиле русский ампир, а также французское направление. В первом варианте присутствовало больше мягкости и простоты. Франция же предпочитала вычурный пафос, роскошь.

Виды

Особенности сочетания кроватей с каретной стяжкой со стилями интерьера
Поскольку родиной стиля ампир является Франция, то дальнейшее его развитие пошло оттуда. В России было модно делать все на французский манер, поэтому направление быстро освоило государственные и царские покои. Тем не менее, здесь стиль ампир в мебели не прослеживается «в чистом виде», а претерпевает некоторые изменения, которые были обоснованы вкусом русского дворянства. Сейчас принято выделять 2 основных направления: французский и русский. Основные различия между ними: пафос и роскошь – в изначальном варианте, больше простоты и мягкости – во втором. Кроме того, отдельно можно выделить его развитие во время правления Сталина.

Французский

Поскольку стиль ампир характеризуется четкой связью с Наполеоном, то его могущество отразилось на внешнем виде мебели. Она пафосна, вычурна, с большим количеством отделки, преувеличено роскошна, даже театральна. Стремление к власти отражено в многочисленных мотивах, украшающих мебель, где четко прослеживается военная тематика: пики, мечи, лавровые венки. На многих из конструкций присутствует гравировка буквы N. Все предметы мебели старательно расставляли симметрично, парно.

Русский ампир

Отдельным направлением выделяют русский ампир, который в отличии от французского, потерял часть своих «пышных» форм, стал сдержаннее. Изменились материалы: помимо красного дерева, здесь стала использоваться крашеная береза, а также вышивка, что добавляло обстановке домашнего уюта. При этом сохранились античные формы, древнеримские элементы.

Такая разница объяснялась имеющимся императорским запретом на ввоз на территорию французских товаров, в том числе мебели. Поэтому оригинальных экземпляров не было, а только эскизы и рисунки, на основе которых создавались новые гарнитуры.

Условно выделяют еще одно направление, прозванное «народным» ампиром, где проявлялись отдельные черты популярного в столицах и богатых домах стиля. Он характеризуется более дешевыми материалами, а позолоченные накладки часто изготавливались из крашеного папье-маше.

Мебель русского ампира была достаточно многогранна, ее внешний вид сильно зависел от достатка ее хозяина. Например, интерьер дворцовых покоев был обставлен предметами из самых дорогих материалов и пород дерева с красивой, богатой отделкой. Помещичья мебель выполнялась по дворцовым образцам, но из более доступных материалов

К тому же брались во внимание личные предпочтения домочадцев, что накладывало свой отпечаток на итоговый вариант

Сталинский

Сталинский ампир представляет собой особое, отличное от классического варианта, направление. Он вместил в себя сразу несколько идей, в частности, древнеримского искусства и культурного развития СССР. В результате сталинский интерьер отличается строгостью, массивностью и габаритностью предметов, которые легко сочетаются с лепниной, хрустальными люстрами, отделкой из бархата, резными деталями. При этом использовалась определенная палитра: зеленые, коричневые, бежевые, черные цвета. Наибольшую популярность мебель в стиле «сталинский ампир» приобрела в 30-50-х годах ХХ века.

В современном интерьере воспроизвести ампир достаточно легко, и это направление пользуется завидной популярностью. Но сейчас пафосный вид стараются несколько приглушить и сделать более домашним. Для этого выбирают просторные помещения с высокими потолками, где достаточно массивные предметы мебели не будут нагромождены. Обязательными элементами являются зеркала и многочисленные подушки. Материалы для производства используются дорогие: орех, красное дерево, парча, бархат, шелк для отделки. Дерево обычно цельное, украшено изящными ручками, позолоченными элементами.

Характерные черты стиля

Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.

Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.

По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.

Стиль ампир в интерьере

Сервант для посуды в гостиную: стильный и комфортный элемент интерьера

Императорский дизайн воплощается только в просторных помещениях. Его используют для оформления гостиничных номеров высшего класса, загородных домов, вилл, габаритных квартир. Особенности стиля ампир:

  • помещение оформляется в белых, бежевых тонах, золотой, пурпурный, синий цвет используются для акцентов;
  • для мебели и декора нужны натуральные дорогие материалы – дерево, хрусталь, мрамор, серебро, бронза;
  • стены декорируются дорогими тканями (шелк, парча), украшаются фресками, карнизами, барельефами, пилястрами, колоннами;
  • потолок имеет белый или кремовый цвет, дополняется лепниной с позолотой, карнизами;
  • на полу присутствует паркет со сложным рисунком;
  • в качестве декора используется военная геральдика, вазы, бронзовые часы, зеркала, семейные портреты, картины в золоченых рамах.

Гостиная в стиле ампир

Королевские апартаменты оформляются в белоснежной, кремовой гамме. Гостиная украшается колоннами с объемной лепниной, украшенной позолотой. На стенах между пилястрами используются венецианская штукатурка, шикарные обои, росписи. Потолок оформляется в тон стен, дополняется широкими резными карнизами, возможно фресками. В интерьере уместен камин, украшенный лепниной и кованой решеткой. Из мебели используются мягкие гарнитуры, кресла, шкаф-витрина, журнальный столик.

Диван в стиле ампир имеет винтажную спинку и подлокотники. Обивка мебели выполняется из парчи или бархата. Темная цветовая гамма диванов и кресел (красная, синяя, фиолетовая, коричневая) позволяет выгодно выделить их на фоне светлых стен. Основное освещение в гостиной создается за счет большой хрустальной люстры с подвесами. Под цвет мебели подбираются шелковые драпированные композиции на окна. Гостиная украшается напольными часами, вазами, картинами на стенах, бра с тканевыми абажурами.

Кухня в стиле ампир

Основу имперскому дизайну в обеденной зоне задают дорогие материалы – мраморный пол, шикарная керамическая плитка, белый потолок с лепниной. Кухни ампир оснащаются гарнитуром из древесины благородных пород, расположенным вдоль одной или двух стен. В корпусной мебели присутствуют пилястры, карнизы, балюстрады. Современная техника встраивается в шкафы и не выделяется. Обеденная зона оснащается круглым или овальным столом с декоративными опорами и мягкими стульями на гнутых ножках с высокими спинками. Объемная, сверкающая блеском хрусталя, люстра украшает кухню.

Спальня ампир

Воссоздать дух имперского классицизма легко в комнате отдыха. Ампир в интерьере спальни предполагает использование богатого текстиля, актуальны вставки на стенах из дорогих тканей, гобелены, ковры с орнаментом, пологи над кроватью, драпированные богатые шторы. Главным элементом в апартаментах ампир становится кровать. Она должна быть массивной, с изящным фигурным изголовьем, бархатной обивкой, резным обрамлением и гнутыми ножками.

Туалетный столик имеет винтажные опоры, позолоченную фурнитуру и большое зеркало в резном обрамлении. Тумбочки, напольные вазы, хрустальные бра и люстра подбираются в шикарном варианте, чтобы поддержать дорогой имперский стиль. Актуально использование в спальне роскошной кушетки с изогнутыми подлокотниками в атласной обивке. Образ королевской комнаты дополняют бронзовыми подсвечниками, статуэтками, картиной в широкой раме, резными шкатулками.

Спальня и детская комната

Для обустройства спален использовался стандартный набор мебели:

  • Большая двуспальная кровать;
  • Прикроватные тумбочки по обе стороны ложа;
  • Небольшие светильники для чтения перед сном;
  • Трельяж с функцией туалетного столика;
  • Платяной шкаф;
  • Большой комод из натурального дерева.

Особенностью сталинских квартир было обилие встроенных антресолей и шкафов, разбросанных по всей квартире. Часто в планировку включали проходные комнаты, иногда предусматривали отдельные входы в ванную. Убранству детских особого значения не придавали. Обстановка состояла из шкафчиков и кроватей отечественного производства.

В качестве аксессуаров использовали старинные часы с ударным механизмом, гипсовые статуэтки, подсвечники, картины, вазы и столовое серебро.

Имперский декор: богатство и изысканность

Стенки под телевизор в современном стиле: выбираем лучшую модель для интерьера

Не менее важным элементом, чем предметы мебели и отделка, является декор. Именно он придает интерьеру законченный и целостный вид. Элементы декора также должны соответствовать имперскому стилю и отличаться роскошью и великолепием. Это могут быть:

  • мраморные, серебряные или позолоченные шкатулки и подсвечники;
  • зеркала в массивном бронзовом или позолоченном обрамлении;
  • изящная фарфоровая посуда;
  • часы из дерева или бронзы;
  • картины в позолоченных рамах;
  • вазы из дорогих материалов;
  • античные статуэтки.


Картины могут изображать батальные сцены или важные исторические события. В качестве светильников для интерьеров стиля ампир как нельзя лучше подойдут массивные хрустальные люстры и бра с бронзовыми канделябрами и имитациями свечей.
Ампир в интерьере гостиной

Окна в таких помещениях оформляются коваными карнизами, гардинами из легких тканей и многослойными тяжелыми шторами с драпировками, широкими складками, ламбрекенами, кистями и бахромой. Актуален пурпурный цвет портьер с золотой отделкой, что соответствует императорским оттенкам.

Торжественность и помпезность стиля ампир делают его уместным в интерьерах, которые должны выглядеть респектабельно: резиденциях политиков, кабинетах руководства банков и солидных кампаний, фешенебельных гостиницах.

Дизайн интерьера в стиле ампир — видео

+ Похожие стили:

  • › Стиль барокко в интерьере
  • › Интерьер в стиле Версаль
  • › Рококо в интерьере
  • › Стиль ренессанс в интерьере

Антикварная мебель

На фото: В интерьерах в сталинском стиле достаточно часто используется антикварная мебель

Антикварная мебель отлично смотрится в любом интерьере. А мебель сталинской эпохи почти универсальна. Старинный буфет из темного дерева хорошо дополнит дизайн светлой кухни-гостиной, выполненной даже в современном стиле. Книжный шкаф времен Сталина добавит изюминку кабинету. Интерьер, в котором присутствует антикварная мебель, смотрится интересным и запоминающимся. Антиквариат делает пространство более индивидуальным. Но будьте осторожны, наполняя интерьер антикварной мебелью. Ведь, перестаравшись со старинными предметами, вы можете просто захламить пространство. Такое может случиться, если вы используете слишком много мелких элементов меблировки. Приобретя новый антикварный столик, замените им современную полочку у кровати. Мебель может «переезжать» по квартире, менять свое назначение. Не бойтесь переставлять мебель, так вы с легкостью сможете изменить интерьер. Расстановку крупных антикварных предметов, таких, как сервант, буфет или книжный шкаф, планируйте заранее. В советский период «профессорские» квартиры обставляли дореволюционными мебельными гарнитурами, которые плавно перешли в стилистику того времени.

Что это такое?

Стиль ампир в оформлении интерьеров стал использоваться во времена имперского правления Наполеона Бонапарта во Франции. Изначально стиль происходил из классицизма, переняв его основные черты, но в дальнейшем обрел собственные признаки и особенности. Само слово empire значит «империя». Этот стиль в интерьере действительно славится своей масштабностью, роскошью, помпезностью.

В России ампир вошел в моду после войны 1812 года, но продержался на пике популярности относительно недолго, около 30 лет. Интересно, что именно в этот период истории произошло его деление на московский и петербургский. Первый вариант чаще всего воспринимают как образец русского имперского стиля, довольно холодного, со строгими линиями и особенной пышностью. Говоря о современном ампире, чаще всего можно рассматривать его петербургские традиции, в которых масштабность и роскошь смешиваются с элементами позднего классицизма. В советское время, в 30-50 годы XX века, в моду вошел так называемый сталинский вариант этого стиля.

Основная характеристика направления ампир в дизайне интерьеров, архитектуре выглядит как смешение эстетики Римской империи, Древней Греции и Египта. В обстановке активно используются такие элементы декора, как колонны, пилястры, портики, барельефы, лепнина, смешанные с настенными украшениями военной тематики — щитами, гербами, доспехами, клинками.

Среди характерных черт стиля ампир можно выделить такие.

  1. Симметричность элементов в оформлении пространства. Парные предметы здесь используются и в декоре, и в обстановке.
  2. Изысканность и выдержанность в едином стилистическом решении.
  3. Парадность, торжественность. Гостиная, спальня, кухня выглядят так, словно готовы к приему самых высоких гостей.
  4. Монументальность. В таком пространстве невозможно сделать легкую перестановку. Каждая деталь с самого начала тщательно планируется, чтобы занять свое место.
  5. Богатство декоративного убранства. В оформлении помещений присутствует множество деталей, формирующих особый шик, характерный для стиля ампир.
  6. Гармоничное сплетение элементов, характерных для античности и Древнего Египта.
  7. Массивная, основательная мебель. Предпочтение отдается древесине красных или темных тонов, богато украшенной резьбой.
  8. Центрическое построение композиции. На полу и потолке используется декор, позволяющий правильно расставить акценты. Это может быть лепнина, оригинальный орнамент в укладке паркета. Мебель размещается тоже по центрическому или лучевому принципу, в зависимости от назначения помещения.
  9. Крупноформатные зеркала и картины в массивных рамах. Багет обязательно украшается позолотой, покрывается резьбой.
  10. Тяжелые и плотные драпировки, балдахины, пологи. Для украшения используются банты, кисти, другие элементы.

Имперская помпезность требует простора. Стиль ампир лучше всего гармонирует с архитектурными элементами, соответствующими его масштабам. Большие оконные проемы, высокие многоярусные потолки, двустворчатые распашные двери, подиумы — вот то, что просто необходимо для полномасштабной реализации проектов.

При воплощении стиля ампир в современном интерьере вовсе не обязательно придерживаться исторической достоверности обстановки. Вместо антикварных предметов можно использовать современные, но изготовленные с учетом основных канонов. Картины, статуи, позолоченные элементы должны соответствовать имперской роскоши. Дизайнеру остается лишь добиться визуального воссоздания выбранного стиля во французских, московских, петербургских традициях или в духе сталинского ампира.

Французский ампир

Мягкая мебель в стиле ампир, столы, тумбы и шкафы французского направления имели подчеркнутую пафосность. Симметрия, четкие линии, вычурная, тяжелая отделка были характерны именно для этого направления.

Для декора французский ампир применяет различные мотивы. Чаще всего это военная тематика. Например, пики, мечи, факелы, лавровые венки. Также могли изображаться пирамиды, трофеи. На некоторых предметах мебели была выгравирована буква N. Она символизировала власть Наполеона, прославляя великого императора и завоевателя.

Комоды практически полностью были вытеснены низкими шкафами, прилавками с двумя дверцами. Их верхняя крышка имела мраморную плиту, которая выполняла функцию консоли. Мебель украшалась высокими зеркалами. Секретеры стали полностью закрытыми.

Дизайн интерьера в стиле ампир

Дизайнеры способны гармонично вписать стиль ампир в интерьер квартиры благодаря современным материалам и стилизованным предметам.

Шикарный интерьер спальни в стиле ампир

Мебель в стиле ампир

В XIX веке делали упор на красоту, а не на функциональность, поэтому мебель в стиле ампир отличается массивными формами, правильными линиями и замысловатым декором.

Детали интерьеров в стиле ампир

В процессе выбора обращайте своё внимание на внешний вид предметов: все изделия должны выглядеть так, словно они достойны лишь императора. Мебель в стиле ампир изготавливают из дерева, а для обивки применяют дорогие натуральные ткани

В качестве декоративной отделки используют накладки из бронзы или позолоты. В изделиях допускается аккуратная резьба и патинирование.

Современный ампир в интерьере квартиры

Мягкая мебель в стиле ампир приземистая, с низкими резными ножками и декоративными подлокотниками. В то время большой популярностью пользовались узкие шкафы и буфеты со стеклянными дверцами для хранения посуды. Нередко мебель украшалась военной символикой, фигурами грифонов и сфинксов, копиями архитектурных элементов.

Атмосферные интерьеры спален в стиле ампир

Декор в стиле ампир

Дизайн интерьера в стиле ампир невозможно считать целостным без декора. Причём к декоративной составляющей относят не только аксессуары, но и позолоченную отделку, фрески, барельефы, статуи фантастических животных и бюсты известных личностей.

Красота предметов интерьера в стиле ампир

Конечно, в современную квартиру сложно вписать столь масштабный декор, но есть предметы, которые способны преобразить интерьер и сделать его завершённым. Отличительной чертой стиля ампир является обилие зеркал в дорогих рамах. Они не только создают замысловатую игру света, но и визуально расширяют комнату, делая интерьер ещё более величественным.

Стиль ампир в интерьере может быть очень изящным

Кроме зеркал, для декора можно выбрать бронзовые изделия (шкатулки, канделябры, часы), картины с военными или историческими сценами, античные вазы и статуэтки, фарфоровые сервизы. Текстиль используется лишь для создания многослойного оформления оконных проёмов.

Предметы мебели и декора в стиле ампир

Тщательно проработав все детали будущего дизайна, вы сможете воспроизвести стиль ампир в интерьере современной квартиры.

Элементы сталинского декора, аксессуары

Декоративные элементы сталинского ампира весьма своеобразны – пятиконечные звезды, серп и молот, изображения колосьев пшеницы, перевязанных лентой, лавровых венков. Это объемные гипсовые или резные панно, изображающие простых рабочих людей, с упоением трудящихся на благо великой страны. На полках, столах, других видных местах располагаются бронзовые, деревянные, фарфоровые статуэтки или скульптурные группы идеологической направленности. Также встречаются барельефы со львами, а также инкрустации с картинами общественно значимых событий.

Варианты отделки

Стоит строго следовать определенным правилам при отделке. Будь то загородный особняк или интерьер в квартире, городской дом, коттедж – главные рекомендации по дизайну будут одними и теми же. Предпочтение следует отдать натуральным материалам. Требования к качеству действительно высоки. Здесь будет неуместна межкомнатная дверь из массива сосны, а вот дубовая, украшенная резьбой, вполне соответствует имперским тенденциям. Помимо ценных пород древесины, в стиле ампир приветствуется использование мрамора, травертина, других видов натурального камня. В отделке выступающих элементов широко применяют позолоту, бронзу, серебро, хрусталь.

Стен

Классическим вариантом обивки стен для стиля ампир считается использование роскошных тканей — парчи, шелка. Современные тенденции предлагают более доступные решения. Текстильные или текстурированные обои, имитирующие переплетение нитей, гармонично впишутся в дизайн.

Добиться достоверной передачи стиля ампир в интерьере можно, используя следующие приемы.

Тщательно оштукатурить стены, затем покрыть матовой краской. Подходящие оттенки — белый, бежевый, песочный, оливковый, нежно-персиковый. Выделить выступающими элементами отдельные зоны на поверхности стен

Важно соблюдать принципы симметрии. Для зонирования подойдут накладные полуколонны, лепнина. Задекорировать каждую зону при помощи настенной росписи или трафаретов. Разместить зеркала, зрительно расширяющие пространство. Все выступающие элементы окрасить золотым цветом

Лепнина, бордюры, обрамления должны быть утонченными и изысканными.

Поверхности стен в стиле ампир можно украсить живописными полотнами в резных, богато декорированных рамах. Допустимо и использование фотографий — парадных портретов в духе эпохи, стилизованных под старину. Можно напечатать их на гобеленах, чтобы избавиться от чрезмерной современности дизайнерского решения.

Пола

Напольные покрытия в интерьере стиля ампир не принято целиком прятать под коврами. Они сами представляют большую ценность, являются законченным произведением искусства. Чаще всего пол декорируется дорогим паркетом со сложным мозаичным рисунком. Также уместными считаются плитка из натурального камня и мрамор. При создании полов в стиле ампир следует избегать однотонности в декоре. В таких интерьерах применяется художественный паркет, позволяющий формировать сложный орнамент на поверхности.

Потолка

Отделка потолка в стиле ампир предполагает лаконичность и строгость в выборе цветовой гаммы. Чаще всего применяется традиционное окрашивание в белых тонах, оттенках слоновой кости. Ампир требует большой площади потолочных перекрытий, высоты стен. В отделке традиционно применяют следующие приемы:

  • окрашивание матовыми составами;
  • нанесение накладной лепнины;
  • зонирование с выделением центральной области;
  • использование крупных люстр и других осветительных приборов;
  • многоярусность.

Потолок в стиле ампир является одной из основ стиля, определяет парадность и торжественность обстановки. Его принято украшать богато и помпезно, добавляя розетки и другие архитектурные детали.

Какие материалы использовать при отделке комнат

Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:

  • камень – преимущественно гранит, мрамор;
  • дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
  • металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
  • хрусталь;
  • керамика;
  • гипс.

Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.

Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.

Отделка стен, пола и потолка

При выборе отделочных материалов для стиля сталинский ампир сегодня, разумеется, также надо отвергать все синтетические решения. Вполне уместны оказываются бумажные обои. К сведению: они не всегда имеют светлую окраску, гораздо чаще используют бордовый, чистый коричневый либо кофейный тон. Орнамент (к примеру, полоска) допускается, однако избыточная яркость ему противопоказана; полы и потолки обшивают исключительно деревом.

Ещё в отделке используют:

  • бронзу;
  • латунь;
  • мрамор;
  • гранит;
  • керамику.

Цветовая гамма

В плане цвета сталинский ампир суров и строг. Абсолютно доминировать будут коричневый, чёрный, бежевый и зелёный тона.

Стены рекомендуется оформлять в пастельной расцветке. Межкомнатные двери, наряду с белой основной частью, содержат всегда разноцветное остекление.

Ещё можно присмотреться к сочетаниям:

  • изумрудного и кирпичного;
  • горчичного и серого железного;
  • одуванчикового и опалового зелёного;
  • льняного и махагонового тонов.

Освещение

Обычные светильники не будут смотреться в такой обстановке гармонично.

Это многорожковые изделия с плафонами из бронзы или с её имитацией. Люстры старались увешивать гранёными подвесками из хрусталя

На столах и другой мебели ставят преимущественно винтажные светильники с зелёными абажурами (другие цвета менее аутентичны); бра более разнообразны, но и при их подборе следует соблюдать осторожность, чтобы не выйти за рамки стиля

Аксессуары

Важнейшими элементами обстановки в духе сталинского ампира выступали гипсовые розетки. Хорошим дополнением к интерьеру могут стать:

  • тематический фарфор;
  • механические часы;
  • статуэтки из гипса и меди;
  • подсвечники;
  • картины и фотографии «из прошлого»;
  • скатерти и салфетки;
  • зеркала в роскошных рамах.

Особенности цветовой палитры

Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.

Наиболее подходящие цветовые сочетания:

  • льняной с махагоневым;
  • агатово-серый с терракотовым;
  • болотный с древесно-оранжевым;
  • антично-лазурный с бежево-красным;
  • лавандовый с темно-латунным;
  • бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
  • голубовато-зеленый с бобровым;
  • защитно-голубой со светло-каштановым;
  • горчичный с железно-серым;
  • изумрудный с кирпичным;
  • буро-оранжевый с хаки;
  • коралловый со сливочным;
  • кремово-желтый с фиолетово-черным;
  • одуванчиковый с опалово-зеленым;
  • охристый с серебристо-розовым.

Орнамент в стиле ампир

Итак, орнамент ампира работает на основную социальную задачу — утверждение власти империи. По этой причине торжественная помпезность и статичная сила Ампира носит незыблемый, строго симметричный, упорядоченный и программный характер.

В орнаментах Ампира присутствует чёткая конструкция, все элементы вписываются в геометрические фигуры, круги и квадраты, количество растительных элементов, по сравнению с классицизмом, уменьшается.Безупречно симметричная композиция (очень часто полоса, размещённая вертикально) создаётся в соответствии со строгим ритмом и порядком, дышит незыблемой статичностью, военным порядком и не допускает никакой мысли о том, что этот порядок может быть некогда нарушен.

Особенности современной мебели

Правильно подбирая мебель для гостиной в стиле ампир, можно добиться потрясающего эффекта. Антикварная роскошь может сочетаться с современным дизайном. При этом интерьер получается оригинальным, интересным и захватывающим.

Стулья в этом стиле имеют низкие спинки. Их форма изогнута, а габариты внушительны. Обивка выполняется из натуральной кожи или дорогой ткани. Кушетки, диваны также обшивают парчой, бархатом или шелком. Их спинки также невысокие, но сиденье достаточно просторное. Каркас делают из бронзы или древесины. Ножки украшают различными орнаментами, античными изображениями. Мелкие подушки под цвет обивки дополняют композицию.

Шкафы имеют внушительные размеры. Их создают из тяжелых цельных массивов древесины. Украшают зеркалами, позолотой и изящными ручками. Стол может иметь прямоугольную или круглую форму. Ножки обязательно имеют красивые изгибы или античные фигуры. Кровати отличаются большими габаритами и красивой спинкой. Иногда применяются балдахины.

Рассмотрев особенности мебели, созданной в стиле ампир, каждый сможет создать роскошный, необычный интерьер в квартире или частном доме.

Как выбрать для разных комнат

Ампирная мебель требует просторного помещения, при скромных габаритах целесообразно оформить дом в другом стиле

Для гостиной, где планируется принимать гостей, очень важно поддерживать парадность, этого можно достичь благодаря массивной мебели с роскошным декором, отделки, подчеркивающей пышность и праздность. В XIX веке в приоритете была красота, поэтому можно заметить, что мебель в имперском стиле отличается витиеватым декором и правильными линиями

В процессе выбора мебели (не важно, оформляется гостиная или другие комнаты) нужно обращать внимание на ее внешний вид: она должна выглядеть так, будто бы предназначается для императора

Выбирая мебель для интерьера в ампирном стиле, важно знать, какими чертами она должна обладать. Шкафы для спальни должны быть изготовлены из дорогостоящих пород дерева и быть внушительными по размерам (самая минимальная ширина – 130 см)

Часто в шкафы встроены зеркала, а также в их дизайне предусмотрены красивые фигурные ручки. Кровати, как правило, массивные, а их изголовье привлекает своей резьбой или обивкой.

Нередко в спальнях завешивают кровать балдахином (он обязательно выполняется из того же материала, что и обивка изголовья кровати), а также в помещении расставляют пуфики. Зеркала и люстру из хрусталя сложно назвать мебелью, однако это те элементы декора, которые играют важную роль при создании стиля ампир. В женских спальнях также очень элегантно смотрятся туалетные столики.

Не стоит забывать про декоративные элементы, подчеркивающие роскошь убранства: изящную посуду из фарфора, древнеримские статуэтки, картины в позолоченных рамках, зеркала в бронзовом обрамлении. Все это должно находиться на видном месте в гостиной.

Выбор текстиля для оформления окон

Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.

Какую лучше выбрать

Набор предметов интерьера остается стандартным, но применяются новые, ранее не используемые, конструкции: трельяж, узкие витрины, серванты. Наиболее характерной для стиля ампир мебелью можно назвать:

диваны и кушетки с широкими сиденьями, невысокими спинками, обшитые дорогими тканями: кожей, парчой или шелком. Каркас может быть из металла, например, бронзы, или натурального дерева. Деревянные детали обычно украшены фигурной резьбой. Интересной деталью могут стать ножки, выполненные в форме животного или его лап. Обязательным атрибутом являются многочисленные небольшие подушки; стулья довольно больших размеров с невысокими спинками могут быть декорированы боковинами, изображающими античных грифонов, лебедей. Почти всегда сиденья мягкие, обиты дорогими тканями; кресла по внешнему виду сильно напоминают стулья – широкие и невысокие. Из-за красивой обивки и позолоченных украшений они часто похожи на небольшой королевский трон. Дополнять гарнитур может маленький пуфик для ног; шкафы очень внушительны по габаритам – минимальная ширина 130 см, и изготавливаются из цельного массива дорогих пород. Частым элементом украшения становится зеркало, золоченые элементы, красивые фигурные ручки под бронзу. Нововведением можно назвать шкаф витрину за стеклом, куда напоказ выставлялись ценные предметы или красивая посуда. Полочки при этом делались стеклянными; столы – круглые или прямоугольные, большие или маленькие, что зависит от функционального назначения мебели. Ножки обычно фигурные, с красивыми изгибами. Если столик небольшой, то для него делают только одну ножку. Материалом изготовления может служить не только дерево, но и мрамор, а столешница часто выкладывается в технике меркетри, мозаики или инкрустации из камней, иногда полудрагоценных. Стандартной композицией является гарнитур, состоящий из огромного обеденного стола с высокими стульями; кровати, как и остальные предметы мебели, большие и массивные Изголовье привлекает к себе внимание красивой резьбой или может быть мягкой, оббитой дорогим материалом

Из такого же материала может быть изготовлен балдахин или установлены в комнате диваны и пуфики; хрустальную люстру и зеркала нельзя назвать предметом мебели, но они занимают очень важное место для создания интерьера ампир Именно отсюда пошла мода на туалетные столики с зеркалом, а хрустальные люстры надолго остались в наших домах.

Обычно для остановки интерьера мебель в стиле ампир изготавливается на заказ или выкупается целым гарнитуром. Так легче всего прийти к гармонии, поскольку все материалы уже подобраны друг к другу и соответствуют общей цветовой гамме.

Стиль «ампир» можно назвать кульминацией в развитии классического направления. Он еще придерживается стандартных форм и строгих линий, но уже допускает новые веяния, проявляющиеся пышной и вычурной отделки мебели. В наше же время нет никаких ограничений, и можно смело воплощать самые смелые идеи с участием стилизованной мебели.

Известные люди и Сталинский

Мы изготовили диван Stalinsky для легендарного российского актёра Алексея Серебрякова, и даже взяли интервью.

Купить или о Сталинском диване можно по телефону

Или оставляйте заявку в форме обратной связи.

Диван Сталинский с подушками

Диван Сталинский

Диван Сталинский Алексея

Спинка дивана Сталинский

Спасибо, ваш запрос отправлен менеджеру. С вами свяжутся в ближайшее время.

Произошла ошибка. Попробуйте позже.

Эксперт: Надежда Гуменная

Декор в стиле ампир

Декор всегда выбирают, исходя из того, что хочется подчеркнуть, ведь именно на него обычно обращают внимание в первую очередь. Для ампира нужно подобрать предметы военной тематики

Для ампира нужно подобрать предметы военной тематики.

Прекрасно данный стиль подойдет любителям и коллекционерам оружия, которое размещают в витринах или вешают просто на стену.

Эффектно смотрятся историческое снаряжение: мечи, щиты, секиры, доспехи. Рядом с ними уместны картины батального жанра. Такие полотна имеют внушительные размеры, для них нужен просторный зал.

Впрочем, антиквариат вместе с ампиром выглядит очень неплохо, поэтому может также смело использоваться.

Ампир – героический стиль. Он, наверняка, понятен военным и просто сильным духом людям. Как ни один другой, его можно назвать мужским.

Выбирая его, Вы подчеркиваете свое желание властвовать, свою силу и авторитетность. Ампир – для тех, кто чувствует себя императором.

Новикова Мирослава, специально для Kvartirobus.ru

Предметы мебели

Мебель в стиле ампир подчеркнуто комфортна. Для ее изготовления применяются как темные, так и светлые породы древесины. Причем на стенках изделий могут полностью отсутствовать членения. Самым часто применяемым материалом становится красное дерево. Его декорируют бронзой или позолотой. Фанеровка достаточно проста, но ее исполнение совершенно. Предметы мебели были отделаны ею. При этом применялись гладко отполированные черные и красные фанеровки.

Шкафы в стиле ампир массивные и монолитные. Их углы острые. Декор симметрично расположен на гладких блестящих поверхностях. Профиль прямых карнизов не выражен ярко.

В этом стиле появляется множество новых конструкций. Это, например, шкаф-горка, сервант, книжный шкаф с трельяжем, узкие витрины. Также появляются столы с круглыми столешницами для сервировки. Для сиденья была разработана такая форма, как рекамье. Это элегантная короткая кушетка. Она имела изогнутую форму, которая напоминает шею гуся.

Характерные особенности

Визитной карточкой ампира стало платье «шмиз», что по-французски означало «рубашка». И правда, ранее такой крой платьев был применим только для сорочек, которые надевались под пышные наряды. По своему внешнему виду платья модниц начала ХХ века напоминали лёгкие греческие одежды, хитоны. Не удивительно, ведь законодательница ампира, очаровательная Жозефина, была большой поклонницей культуры эллинов.

Силуэт платья шмиз должен был напоминать античную колону. Крой такого наряда предусматривал короткий лиф с глубоким вырезом, который шел буквально по линии груди. Рукава были короткими в виде «фонариков» на широких манжетах. Под лифом струящимися линиями ниспадала основная часть убранства. Спереди оно казалось прямым, а на спинке присборивалось, чтобы мелкие складки придавали образу еще большую легкость.

Наряды шились из воздушных прозрачных тканей, а плотный шелк использовался как подкладка. На расцвете ампира женщины больше предпочитали белый цвет и пастельные тона. Позже цвета могли быть абсолютно любые. Но платья оставались однотонными.

Народная мебель

Следуя традициям времени расцвета ампира, мастера начали создавать не только дорогую мебель для знати, но и относительно дешевые изделия. При этом сохранялись основные черты стиля. Отличие заключалось в применяемых материалах.

Недорого мебель в стиле ампир могли себе позволить приобрести представители среднего класса. Она отличалась аляповатостью, но в целом ее внешний вид соответствовал общепринятым канонам.

Чтобы придать мебели роскошь, ее активно украшали бронзовой отделкой. Для тех, кому такой декор был не по карману, мастера предлагали позолоченное папье-маше, которое имитировало натуральный металл. Этот дешевый материал также применялся для изготовления орлиных, львиных лап. Мебель также могла украшаться лебедями, грифонами, атлантами из папье-маше и позолоты. Встречались также египетские мотивы.

Особенности стиля ампир в интерьере

Слово ампир (от франц. empire) на русском языке означает «империя», и перевод абсолютно точно раскрывает всю суть этого направления. Став преемником классицизма, стиль ампир привнёс в него фундаментальность, величие и невероятную торжественность.

Благородство стиля ампир в интерьере

Характерные черты стиля ампир в интерьере

Стиль ампир в интерьере – это отражение безграничной власти и могущества правителя Франции. Но подобная демонстрация богатства удивительным образом сочетается с лаконичностью и строгостью классицизма. За основу стиля ампир были взяты исторические и архитектурные особенности древних империй, поэтому в интерьере можно встретить характерные черты некоторых культур.

Изящное оформление интерьера гостиной в стиле ампир

Монументальность дизайна подчёркивается колоннами, арками, барельефами и пилястрами, возведёнными по принципу ордерной системы. Подобные архитектурные особенности позволяют подчеркнуть целостность и единообразие оформления, и придают интерьеру парадный облик.

Величественные колонны в интерьере в стиле ампир

Наполеон Бонапарт причислял себя к легиону римских императоров, поэтому ампир пропитан античностью, особенно чертами Древнеримской империи. В интерьере в изобилии присутствуют фрески, лепнина, геральдическая символика, из-за чего педантичная планировка и строгость классицизма отошли на второй план.

Красота и роскошь интерьеров в стиле ампир

Французские дома наполнялись и атрибутами экзотических стран, которые завоеватели привозили из своих походов.

Сдержанные дизайны интерьеров в стиле ампир

Ещё одной характерной чертой стиля ампир являются предметы, связанные с военной тематикой. Для украшения интерьера использовали статуи и бюсты полководцев, различное оружие, штандарты. Спустя время подобное увлечение атрибутами войны схлынуло, уступив место фрескам, орнаментам и гобеленам на тему военных сражений.

Военная тематика стиля ампир, отражённая на картинах и фресках

Стиль ампир подчиняется строгим правилам симметрии и центровки, и творческий беспорядок тут неуместен. Необходимо иметь чёткое представление о том, где именно должны располагаться те или иные предметы. В современных интерьерах в стиле ампир присутствует центральная фокусная точка вокруг которой выстраивается композиция.

Симметричное оформление интерьера в стиле ампир

Цветовая гамма стиля ампир в интерьере

Дизайн интерьера в стиле ампир – это насыщенная и богатая палитра оттенков, которая призвана усиливать ощущение роскоши и величия. Для оформления стоит использовать благородные цвета, например, алый, королевский синий, карминовый, изумрудный.

Насыщенные цвета придают интерьерам в стиле ампир особую торжественность

Однако разрабатывая проекты современных интерьеров в стиле ампир, дизайнеры делают ставку на более спокойную цветовую гамму. Преобладающими оттенками становятся пастельные тона, которые дополняют акцентными красками и позолотой.

Преобладание белого цвета в стиле ампир ничуть не уменьшает величия этого направления

Особенности отделки интерьера в стиле ампир

Стиль ампир предполагает использование дорогих отделочных материалов. Великолепие этого направления подчёркивают с помощью мрамора, редких пород древесины, хрусталя, бронзы и позолоты.

Роскошная отделка интерьера в стиле ампир

Напольное покрытие в стиле ампир выполняют из наборного паркета и камня. В современных интерьерах допускается использование ламината или керамической плитки, стилизованной под мрамор. В XIX веке стены преимущественно оклеивали тканями и дополняли такую отделку деревянными панелями. В современных условиях шёлк и парчу можно смело заменить обоями.

Украшение стен художественными росписями в стиле ампир

Классический белый потолок в стиле ампир является венцом отделки и украшается лепниной, потолочными плинтусами и молдингами с различными орнаментами. Место расположения люстры можно дополнительно декорировать гипсовой розеткой.

Лепной декор и резьба в стиле ампир

Зарождение стиля

Сегодня пользуются большой популярностью салоны мебели в стиле рококо, барокко, ампир. Они словно сошли с холстов великих художников прошлого. Ампир характеризует направления в искусстве 18-го века. Этот стиль зародился во Франции. Тонкое искусство, очарование и одновременно величие пронизывает его. В переводе с французского ампир означает «империя». Поэтому в нем царят пафос и надменность, театральность и утонченность.

Ампир соответствует эпохе правления великого полководца Наполеона Бонапарта. Расцветом стиля считается 1804 год. Просуществовал этот стиль с 1799 по 1820 гг. Царившие в то время настроения в обществе, культурные течения нанесли свой отпечаток на этот стиль.

Ампир стал наивысшей точкой развития классицизма. Это рационалистический стиль, который предполагает применение рациональности и целесообразности мебели. Он не появился стихийно. Его создала рука художника. Именно поэтому все элементы оформления выглядят так празднично и великолепно. Они словно написаны кистью на холсте.

Цветовое решение дизайна интерьера

  1. Белый цвет является преимущественным в стиле ампира. Роль его заключается в создании нарядной праздничной обстановки. Белым цветом оформляют потолки и пол, с дополнением различных узоров. Шторы на окнах также присутствуют белые, как правило, для парадных комнат.
  2. Темно — красный цвет, вишнёвый, винно — красный также используются в ампире. Зачастую такие цвета присутствуют в предметах мебели, ковровых покрытиях, гардинах. Цвет символизирует элегантность, высокий статус и величие хозяина дома.
  3. Цвет золота присутствует в интерьере во многом количестве, сочетается практически со всеми дополнительными оттенками. Чаще всего он используется сочетаясь с белым, при оформлении узоров на стенах, зеркальных рам, также могут присутствовать позолоченные аксессуары в большом количестве. Это подчёркивает богатство, а также власть хозяина.
  4. Холодный синий цвет практически всегда сочетается с позолотой, такой тандем использовали для будуаров, а также комнат для приёма гостей.
  5. Слоновая кость используется для спальных комнат, предметов мебели и декора.

Особенности мебели

Мебель в стиле ампир, особенности которой определяли ее принадлежность именно к этому направлению, заимствует античные формы. В элементах декора снова появляются пилястры, колонны, карнизы и т. д. В декорациях поверхностей столов присутствуют грифоны и сфинксы, кариатиды и львиные лапы.

Это помпезные, монументальные изделия. Творческая фантазия авторов несколько ограничивалась рассудительностью. Однако знать предпочитала стремиться к повторению уклада жизни Древнего Рима. Интерьеры в это время стали отличаться театральностью, кричащим убранством с ярко выраженными чертами подражания.

Ампир был четко регламентирован. Местные школы в это время просто отсутствовали. Это выражалось в некоторой ограниченности творческой фантазии и точном математическом расчете. Симметричность линий, уравновешенность и упорядоченность стали основными чертами ампира.

Русский стиль. Интерьер и быт в СССР

На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться.

Коммуналки

История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход — они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

Соседи по коммунальным квартирам — люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек — жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. «Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, — пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. — Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями».

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах — многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих «буржуйских» гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. «Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью», — писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что «бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир». Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы — докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов — местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в «барские хоромы», не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. «Пролетариат» быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога — возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования — коридоре, кухне, ванной, туалете — также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов . Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций — живи и радуйся!

Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.

Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадры из фильма «Москва слезам не верит» , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет. Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью. Книжный шкаф на почётном месте — также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению…

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах , но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х – начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х – 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.

Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома — комунны, да и старого фонда на всех не хватало , даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак…

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась…

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет — раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения , ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.). Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.

Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Источник https://www.spletnik.ru/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]