Сталинский ампир: как выглядят знаменитые московские высотки изнутри и так ли богато, как нам кажется, живут обитатели этих квартир?

У пятидесятых годов двадцатого века, безусловно, есть свой, ни с чем не сравнимый стиль. Это как приходишь в гости к бабушке и окунаешься в уютную атмосферу ее квартиры: с добротной мебелью, хрустальной люстрой, многочисленными коврами, изящной посудой в дубовом лакированном серванте, картинами и статуэтками. Между тем, этот стиль имеет вполне определенное название и встречается не только в интерьере, но и в архитектуре того времени. Итак, познакомьтесь – сталинский ампир.

Стиль сталинский ампир, как в общем-то понятно из названия, был введен Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Дата его появления теоретиками трактуется по-разному: кто-то считает, что этот стиль начал развиваться в 1930-х годах, кто-то связывает его становление с пятидесятыми, считая, что ранее господствовали другие стили, например, говорят об ар деко советсского периода и о стиле постконструктивизма.

Сталинский ампир воплотил в себе черты французского стиля ампир, характерного для эпохи 19-го века (а именно – времени правления Наполеона). Кроме того, в нем находят отголоски барокко и классицизма. Теоретики считают этот стиль сплавом, стремящимся передать и сочетать одновременно монументальный дух, роскошь и при этом отсутствие излишеств. Такие несочетаемые на первый взгляд элементы образовали вполне характерный стиль, который сегодня ни с чем не спутаешь.

История стиля

Данный стиль зародился в СССР середины 30-х годов XX века. Изначально ампир – помпезное, величественное архитектурное направление, возникшее во Франции времен Наполеона Первого. В 30-х годах двадцатого века такие роскошные, монументальные здания начали строиться и в Советском Союзе, когда страной стал управлять И. В. Сталин. В 50-х годах такую архитектуру резко начали критиковать, считая непозволительным для советского человека излишеством, а после смерти Сталина все начатые проекты резко упростили, по максимуму исключив декор, кое-где резко уменьшив общую площадь, высоту потолков. Многокомнатные квартиры в большинстве своем были отданы под «коммуналки», в которых проживало одновременно несколько семей, пользуясь общей кухней и санузлом.

Довоенный период

Период с 1935-го до начала Великой Отечественной в 1941 году — это расцвет сталинской архитектуры периода победоносного большевизма. Центральным событием существовавшего всего 20 лет нового государства было его зарождение — Октябрьская революция. Поэтому пафос коммунистической мечты пронизывал всю художественную жизнь Красной империи. Архитектурные изыскания этого времени характеризуются максимальным интернационализмом. Советский Союз позиционировал себя в авангарде прогрессивного человечества, поэтому заимствование из всех мировых культур (прежде всего западных) было идеологически естественно. Сталин рассматривал победу революции как конец истории. СССР должен был стать воплощением всех лучших достижений мировой культуры. Иногда власть сообщала о своих пожеланиях еще более прямолинейно — постановлениями правительства о «необходимости изучения европейского наследия». Причем исторические стили делились на желательные и нежелательные. Среди последних была, например, готика — «из-за стремления форм к бесконечности».

Здание ВЦСПС (1936, архитектор Александр Власов)

Архитектор успел намучиться с этим проектом — заказ возник в неудачный момент смены эпох. Изначально Власов разрабатывал конструктивистский проект, но неожиданно предпочтения советской власти изменились. Чиновники теперь желали видеть исключительно неоклассику. В попытках угодить архитектор перепробовал аж восемь вариантов постройки. Финальный был вдохновлен путешествием Власова к руинам Помпей. Здание ВЦСПС — необычайно легкое и лиричное для сталинской архитектуры. Оно вызывает мысли о южном итальянском городе у моря, а не о столице суровой Красной империи.

Дом на Моховой (1935, архитектор Иван Жолтовский)

Дом на Моховой ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздем в гроб конструктивизма». Построенное в классическом стиле здание Жолтовский намеренно противопоставлял еще модному тогда авангарду. Он хотел на примере этого здания продемонстрировать художественные преимущества классики. По свидетельствам современников, Жолтовский говорил: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики». Само здание напоминает постройки легендарного итальянского зодчего Возрождения Андреа Палладио, особо почитаемого Жолтовским.

Жилой дом Наркомата обороны (1936–1946, архитектор Г. П. Воробьев)

Как и все самые красивые здания того периода, его возводили не для «простых смертных», а для элиты, в данном случае — военной. Особый контингент жителей учли еще на этапе проектирования — в доме множество удобных функций, не свойственных обычным домам тех лет постройки. Например, квартиры здесь огромные, а их окна выходят на обе стороны (то есть солнце попадает в каждое жилье всегда, с какой бы стороны ни светило), что для московских домов большая редкость. В изначальной планировке дома также были комнаты для прислуги и «черные» лестницы в подъездах.

Станция метро «Маяковская» (1938, архитектор Алексей Душкин)

Столичный метрополитен сталинской эпохи по праву считается самым красивым в мире. «Маяковская» с ее интерьером, выполненным в нехарактерном для СССР стиле ар-деко, — одна из его жемчужин. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой сталью. Свод украшен размещенными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба».

Центральный театр Красной армии, ныне — театр Российской армии (1940, архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев и Борис Бархин)

Одно из самых помпезных сооружений эпохи, похожее на храм несуществующей религии. Здание — яркий образчик классических веяний в архитектуре, о чем говорят нам осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир.

Характерные черты стиля

Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.

Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.

По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.

Примеры[править]

  • Сталинские высотки. Строили долго и с трудом, заканчивали уже после Сталина. Собственно: Из построенного: Здание Московского государственного университета.
  • Здание Министерства иностранных дел.
  • Гостиница «Украина» Radisson Royal Hotel Moscow. Достраивалась уже при Хрущёве. Из-за того, что в 1955 г. был принят декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в нижней части эта гостиница, по мнению знакомого автора правки, «похожа на большую хрущёвку».
  • Гостиница «Ленинградская». Также достраивалась при Хрущёве, а через год после завершения строительства, в 1955, двое архитекторов этого здания были лишены звания лауреатов Сталинской премии, а одного из них, вдобавок, сняли с должности архитектора. Ныне, по иронии судьбы, входит в гостиничную сеть американских капиталистов.
  • Жилой дом на Котельнической набережной.
  • Жилой дом на Кудринской площади.
  • Административно-жилое здание на станции метро «Красные Ворота».
  • Из непостроенного:
      Административное здание в Зарядье. Не было достроено из-за смерти Сталина. Однако, был сделан стилобат, на базе которого была построена гостиница «Россия».
  • И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
  • Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
  • Центр Волгограда. Застраивался (восстанавливался) после войны сразу весь как раз в разгар популярности данного стиля и поэтому вдавил педаль в пол. Если сталинские высотки в Москве воткнуты среди традиционной застройки и смотрятся в ней как павлины среди уток, то в Волгограде весь
    центр такой. Ну, не такой высокоэтажный конечно, но общее впечатление… «Этот город похож на покинутый стадион, когда на него все еще приходят безумные старики. Им все кажется, что вот-вот начнется футбольный матч. А пристань здесь сделана для великанов. Она такая, будто к ней должны были все время приставать корабли и с них на берег должны были сходить великаны.»
  • Особенности цветовой палитры

    Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.

    Наиболее подходящие цветовые сочетания:

    • льняной с махагоневым;
    • агатово-серый с терракотовым;
    • болотный с древесно-оранжевым;
    • антично-лазурный с бежево-красным;
    • лавандовый с темно-латунным;
    • бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
    • голубовато-зеленый с бобровым;
    • защитно-голубой со светло-каштановым;
    • горчичный с железно-серым;
    • изумрудный с кирпичным;
    • буро-оранжевый с хаки;
    • коралловый со сливочным;
    • кремово-желтый с фиолетово-черным;
    • одуванчиковый с опалово-зеленым;
    • охристый с серебристо-розовым.

    Даже монохромный интерьер допускает наличие ярких цветовых акцентов – занавесок, подушек, ковров, картин на стенах.

    Имперский декор: богатство и изысканность

    Не менее важным элементом, чем предметы мебели и отделка, является декор. Именно он придает интерьеру законченный и целостный вид. Элементы декора также должны соответствовать имперскому стилю и отличаться роскошью и великолепием. Это могут быть:

    • мраморные, серебряные или позолоченные шкатулки и подсвечники;
    • зеркала в массивном бронзовом или позолоченном обрамлении;
    • изящная фарфоровая посуда;
    • часы из дерева или бронзы;
    • картины в позолоченных рамах;
    • вазы из дорогих материалов;
    • античные статуэтки.

    Картины могут изображать батальные сцены или важные исторические события. В качестве светильников для интерьеров стиля ампир как нельзя лучше подойдут массивные хрустальные люстры и бра с бронзовыми канделябрами и имитациями свечей.


    Ампир в интерьере гостиной

    Окна в таких помещениях оформляются коваными карнизами, гардинами из легких тканей и многослойными тяжелыми шторами с драпировками, широкими складками, ламбрекенами, кистями и бахромой. Актуален пурпурный цвет портьер с золотой отделкой, что соответствует императорским оттенкам.


    Торжественность и помпезность стиля ампир делают его уместным в интерьерах, которые должны выглядеть респектабельно: резиденциях политиков, кабинетах руководства банков и солидных кампаний, фешенебельных гостиницах.

    Дизайн интерьера в стиле ампир — видео

    + Похожие стили:

    • › Стиль барокко в интерьере
    • › Интерьер в стиле Версаль
    • › Рококо в интерьере
    • › Стиль ренессанс в интерьере

    голос

    Рейтинг статьи

    Какие материалы использовать при отделке комнат

    Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:

    • камень – преимущественно гранит, мрамор;
    • дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
    • металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
    • хрусталь;
    • керамика;
    • гипс.

    Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.

    Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.

    Архитектура победителей

    Победа в Великой Отечественной войне радикально изменила направление государственной идеологии и, как следствие, архитектуры. На смену идеям коммунистического Интернационала наступила реставрация Российской империи с ярко выраженным русским национальным характером. В войну Сталин довольно быстро понял, что традиционный патриотизм объединяет людей намного сильнее, чем абстрактные марксистские доктрины. Не апеллируя к национальным чувствам советского большинства, победить было почти невозможно.

    Международная обстановка также стимулировала Сталина мобилизовать патриотические настроения народных масс. Уже вскоре после окончания войны противостояние с еще вчерашними союзниками Англией и США нарастало все с большей силой. Началась холодная война. Советское руководство во главе со Сталиным всерьез готовились к Третьей мировой на европейском континенте — уже против держав-победительниц. Кроме того, увидевшие Европу своими глазами советские воины уже не так охотно верили в советские мифы о «загнивающем Западе». Поэтому в культурной жизни довольно скоро стартовала кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом». Вскоре стартовала еще и травля «космополитов» с плохо скрываемым антисемитским подтекстом.

    Архитекторы чутко среагировали на новый государственный запрос. Вместо заимствований из чисто европейской классики фокус зодчих сместился в сторону русского классицизма, барокко и национальных мотивов. Здания в целом приобрели куда более парадный, триумфальный образ. Количество декора и лепнины возросло до предела. Здания превратились в каменные знамена победившей исторической России. Перечисленные ниже постройки лучше всего рассказывают об этом периоде.

    ВДНХ

    Некоторые павильоны ВДНХ — настоящие жемчужины сталинской архитектуры имперского поствоенного периода. Они имеют больше общего с барочными дворцами европейских монархов, чем с большевистской тематикой. Количество и качество украшений достигло своего апогея. Павильоны нередко напоминают произведения ювелирного искусства, увеличенные до размеров здания. Нередко классицизм в них искусным образом впитывает в себя народные орнаменты республик СССР, представленных павильонами. Подробнее о них «Москвич Mag» писал в статье о ВДНХ. Вот список главных павильонов послевоенного времени, все построены в 1954 году: №1 «Центральный» (архитекторы Ю. Щуко и Е. Столяров), №67 «Советская печать», бывший «Карело-Финская ССР» (архитекторы Ф. Рехмуков и А. Резниченко), №66 «Советская культура», бывший «Узбекская ССР» (архитекторы Ф. Рехмуков и А. Резниченко), №58 «Земледелие», бывший «Украинская ССР» (архитектор С. Полупанов) и №18 «Белорусская ССР» (архитектор А. Захаров).

    «Красные дома» (1952, архитекторы Д. Бурдин, М. Лисициан и Г. Мельчук)

    Добрую половину четной стороны улицы Строителей занимают массивные восьмиэтажные жилые дома красного цвета. Они появились здесь в начале 1950-х годов, почти одновременно с высоткой МГУ, которая расположена рядом. Как и другие дома в сталинском ампире, они богато декорированы лепниной, но главная их изюминка — нетрадиционный для московской застройки цвет. В ту эпоху много экспериментировали с производством керамики для облицовки зданий. Грузинский инженер Александр Мелия придумал красную плитку, которой и покрыли эти фасады. Увы, плитка Мелии (ее назвали именем изобретателя) в столице не прижилась. Для юго-запада Москвы гораздо более привычны бежево-розовые тона фасадов. В подобном стиле в городе построили еще только три дома.

    Полукруглые здания на площади Гагарина (1950, архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин)

    Застройка площади была спроектирована еще в 1939-м, но из-за войны завершена лишь спустя десятилетие. Эта полукруглая композиция с двумя башнями, украшенными скульптурами, образуют собой величественные врата Ленинского проспекта. Это, возможно, не случайно: оба архитектора родом из Северной столицы.

    Станция метро «Комсомольская» (1952, архитекторы Алексей Щусев и Павел Корин)

    «Комсомольская» — самая помпезная станция московской подземки и апофеоз сталинского ампира. Создание проекта станции поручили патриарху советской архитектуры, великому хамелеону Алексею Щусеву, преуспевшему при всяком режиме и поработавшему во всех стилях по очереди. Он же автор Мавзолея и Казанского вокзала, под которым и находится станция. Художественной составляющей станции занимался художник Павел Корин, с которым Щусев еще до революции работал над оформлением Марфо-Мариинской обители в Москве. Потолок «Комсомольской» украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, посвященными борьбе русского народа за независимость.

    Выбор мебели

    Меблировка подбирается роскошная, добротная, массивная, преимущественно из натуральной древесины (дуба, ореха, палисандра) и металла. Она часто лакируется, украшается объемной резьбой, мозаикой. Это горки с резными «коронами», серванты выпуклой формы, круглые или овальные обеденные столы, кожаные кресла и диваны с высокими спинками, тяжелые деревянные стулья с точеными ножками, кровати с шариками или пиками по углам. Резьба по дереву здесь приветствуется как в виде сложных сюжетных барельефов, так и простой «геометрички». Допустимы накладные прорезные элементы из древесины ценных пород. Кроме натуральной или искусственной кожи, в качестве обивочного материала используются различные ткани – однотонные или с растительными орнаментами.

    Мебель в стиле сталинский ампир: столы, стулья, книжные шкафы

    Мебель, как правило, была из темных пород дерева – ореха или дуба. Роскошно смотрелись предметы мебели из красного дерева. Стол в стиле сталинского ампира часто был лакированным, обычно он украшался хрустальными вазами, которые одновременно выполняли и декоративную, и практичную функции.

    В комнатах устанавливались высокие книжные шкафы, как правило, со стеклянными дверцами. Напольные часы из темного дерева – еще одна деталь, характерная для сталинского ампира. Журнальный столик мог быть в каждой комнате, но не из металла или стекла, как в наше время, а из дерева, при этом ножки его часто щедро были декорированы резьбой. Стены преимущественно оформлялись в светлых пастельных цветах.

    В столовой устанавливался круглый стол, а вокруг него – массивные стулья.

    Чтобы придать интерьеру атмосферы уюта, использовались белые скатерти, массивные шторы, статуэтки, подсвечники, хрустальные вазы. Серванты украшались качественной посудой, часто из светлого фарфора. Придать помещению ампирного стиля можно и с помощью столового серебра.

    Освещение

    Основной осветительный прибор данной эпохи – роскошная хрустальная люстра, располагаемая посредине потолка. Позднее подобные конструкции выполнялись из пластика, что значительно сказывалось на внешнем виде, долговечности прибора. Отдельные зоны освещались напольными торшерами, зачастую имеющими текстильные плафоны, украшенные цветочными орнаментами и бахромой. Настенные бра, обычно стилизуемые под факелы, крепились на бронзовых фигурных кронштейнах над кухонным столом, кроватью. Рабочее место подсвечивалось настольной лампой с зеленоватым абажуром, на гибком основании. В детской кроме основного света имелись небольшие ночники, включаемые в розетку, с оформлением из камня или пластика. В современном времени оформление дополняется светодиодной подсветкой, которая при грамотном подходе совсем не нарушит основную стилистику.

    Гостиница “Украина”

    Следующая высотка — это уже не жилой дом, а гостиница. Ее строительство было закончено в 1957 году. Дом стал вторым по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал Хрущев, который распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Известные жильцы: режиссёр Сергей Герасимов и писатель Анатолий Рыбаков. Подъезды выглядят очень обычно.

    Гостиница же поражает своей роскошью. В 2010 году ее реконструировали и передали под управление известной международной компании “Рэдиссон”. Теперь ее официальное название “Рэдиссон Ройал, Москва”. Роскошь здесь чувствуется в каждом сантиметре пространства.

    Потолок украшает плафон диаметром в 10 метров под названием “Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине”.

    Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Например, в отеле можно увидеть известную диораму “Москва — столица СССР”, созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года.

    Минимальная стоимость ночи в “Рэдиссон Ройял” составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч

    Выбор текстиля для оформления окон

    Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.

    При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.

    Новый указ сверху

    За 30 лет своего правления Сталин полностью подчинил себе архитектуру СССР. Облик всех новых зданий и городов был обязан воле одного человека. Эта порожденная им самим система сыграла против сталинского наследия вскоре после кончины вождя в 1953-м. Пришедший ему на смену Хрущев проводил курс тотального осуждения сталинизма. Кульминацией этого процесса стал знаменитый ХХ съезд компартии, повергнувший в изумление даже коммунистов из соседних государств соцлагеря. Частью процесса десталинизации стал полный пересмотр взглядов на архитектуру. Все достоинства, которые 30 лет приписывались сталинским зданиям, были теперь объявлены украшательством и гигантоманией. Вскоре вышел знаменитый декрет «О борьбе с излишествами в архитектуре», уже формально изменивший весь облик будущего СССР. Наработки десятилетиями запрещенных конструктивистов снова одержали триумф, уже в более приземленных и функциональных рамках архитектуры развитого социализма. Но заданный Сталиным принцип остался неизменным: архитектура менялась, потому что так захотел главный человек наверху, по сути — царь.

    И все же история имеет обыкновение блекнуть с годами. Имена многих правителей (или государственных преступников) сегодня просто набор звуков. Когда-то вызывавшие страх и трепет, их лица теперь лишь картинка на туристических магнитиках. А наследие в камне и бетоне — это надолго. Прогуливаясь по сегодняшнему Риму, разве мы возмущаемся тем, что Колизей или Пантеон построен рабами? Сегодня это просто выдающиеся постройки. Нечто похожее ждет и Москву.

    Фото: Владимир Зуев

    Примеры дизайна комнат

    Общая площадь сталинской двухкомнатной квартиры – около 30 метров, четырехкомнатной – примерно 60 метров, семикомнатной – до 160 «квадратов». Чем больше было комнат, тем более просторной делалась каждая из них.

    Какие помещения имелись:

    • кухня;
    • одна или несколько спален;
    • кабинет;
    • гостиная;
    • ванная или душ;
    • уборная;
    • холл;
    • кладовка.

    Гардеробных комнат в те времена не было – одежда хранилась во встроенных шкафах, кладовках. Для детских спален специальной мебели, за исключением кроватки-колыбели, вообще не существовало – для этих целей выбирались самые маленькие помещения, где ставили кроватку, простенький шкафчик, столик со стулом, ящик с игрушками, вешали книжную полку.

    Квартиры эпохи сталинизма изобилуют высокими встроенными шкафами, в которых размещается большая часть вещей, потому в комнатах много места остается для книг и декоративных элементов.

    Гостиная

    Площадь сталинской гостиной от 16 до 30 квадратных метров. Потолки, частично стены обильно украшены лепниной, посредине – многоярусная люстра из хрусталя. Вдоль одной из стен – шкаф-стенка, в котором обязательно имеется много толстых книг с аккуратными «корешками», а в застекленных секциях – красивая керамическая посуда, чайный сервиз на шесть-двенадцать персон, множество фарфоровых статуэток.

    Основное украшение гостиной – телевизор, он размещается на подставке с четырьмя ножками-конусами или настенной консоли, украшенной лепниной. В центре одной из стен располагаются напольные или подвесные часы с боем, обильно украшенные резьбой, на нескольких других – картины в духе грубоватого «советского реализма», оформленные тяжелыми рамами. В обязательном порядке здесь располагается диван, покрытый роскошной драпировкой, дополненный парой кресел, резным туалетным столиком. Все элементы меблировки объединяются узорчатым ковром, занимающим большую часть комнаты. Допустимы также фотообои, изображающие городской пейзаж середины двадцатого века.

    По возможности, следует соблюдать принципы симметрии относительно композиционного центра помещения – камина, телевизора, дивана, картины и др.

    Кухня

    Кухня времен сталинского ампира имеет площадь от 7 до 15 метров. Кухонный гарнитур как таковой обычно отсутствует, имеется лишь не особо вместительный шкаф-сервант с посудой, столовым бельем, невысокий округлый холодильник. Рабочая столешница выполняется из природного камня или дуба, под ней размещаются ящички, секции для столового серебра, различной кухонной утвари. Немногочисленная бытовая техника размещается на любых горизонтальных поверхностях. Столовая зона оформляется обеденным столом, застеленным скатертью с бахромой, стулья также драпируются съемными чехлами. На видных местах располагаются хрустальные вазочки для фруктов, горшечные лиственные растения, тяжелые металлические канделябры.

    Спальня

    Средняя площадь любой из спален – около девяти метров. Односпальная или двуспальная кровать располагается по центру одной из стен, изголовье оформляется лепными молдингами, рядом с ней – одна-две тумбочки или резной туалетный столик с подзором в цвет занавесок. Полочки над кроватью украшаются черно-белыми фотографиями в деревянных рамках, небольшими статуэтками из меди или бронзы. Здесь же размещается небольшой глянцевый двухдверный шкаф, в то время запираемый на ключ, реже – кованый сундук, для хранения белья, различного «скарба». Бежево-коричневые обои в полоску или с растительными орнаментами дополнят выбранную стилистику. Обязательно следует постелить на пол ковер, по желанию его дополняют настенным.

    Если помещение кажется тесноватым, напротив окна располагают большое зеркало, которое, отражая свет из окна, значительно расширяет пространство.

    Кабинет-библиотека

    Считалось, что в СССР читали все, потому книг в каждой семье было много. Рабочий кабинет с письменным столом обычно совмещался с библиотекой, представлявшей собой стеллажи из массива древесины до самого потолка. Порой они скрывали поверхности всех стен, а чтобы достать нужную книгу с самой верхней полки, приходилось использовать стремянку или специальную деревянную подставку с двумя-тремя ступеньками, ведь высота потолка зачастую составляла около четырех метров.

    В современном варианте книг может быть немного меньше, а письменный стол заменяется компьютерным. На открытых полках располагают гипсовые или бронзовые статуэтки, стилизованные под ту эпоху. На стену вешают карту Советского Союза, красный флаг или изображение герба.

    Прихожая

    Данное помещение оформляется не менее роскошно, чем все прочие. На полу – паркет-елочка или настоящий мрамор, на стенах – темные узорчатые обои, сочетаемые с деревянными панелями, на потолке – лепнина и светильник-шар. Из мебели здесь уместен резной трельяж, деревянная настенная или металлическая напольная вешалка, небольшая кушетка, совмещенная с полочкой для установки домашнего телефона. Ковровая дорожка также придется «в тему».

    Степан Липгарт

    Архитектор

    «Сталинская архитектура, которая для меня большой источник вдохновения, отличается прежде всего своим качеством. В 1918 году Москве были возвращен статус столицы. Поэтому застраиваться она начала соответствующе — не как провинциальный город, а как главный город страны. Лучшие люди и материалы использовались для создания образа новой столицы.

    Я вырос в Москве и обучался архитектуре в начале нулевых. В то время сталинские постройки выглядели для меня крайне выразительно на фоне невнятной архитектуры лужковского периода или серой позднесоветской застройки. Уже в то время я начал воспринимать сталинскую архитектуру как нечто хорошее.

    По прошествии лет, уже работая в Санкт-Петербурге, я осознал, что невероятное качество сталинской архитектуры никак не связано лично со Сталиным или даже с советским строем. Эти дома проектировались талантливыми людьми, начавшими свой путь еще до революции. Или они учились у тех, кто работал еще при царе. У той же петербургской Академии художеств, давшей СССР столько именитых проектировщиков, почти двухсотлетняя история. Но так вышло, что к началу 1930-х большое количество ярких мастеров оказались в Москве. И они дали столице то первостепенное качество, которое мы сегодня видим.

    Сталинские постройки базируются на классической античной школе. Она потому и стала классической тысячелетия назад, так как отвечает базовым особенностям человеческого тела и глаза. Она гармонична, устойчива и имеет оптимальные пропорции. Поэтому она по умолчанию приятна человеку. Ведь какого бы технического прогресса ни достигло человечество, у нас все такой же глаз и такое же тело. И если обывателю предложить выбрать классическое здание либо современное, то в душе он захочет классическое. Другое дело, что современность навязывает свои стандарты. Так что лично я считаю, что сегодня проектировать классическую архитектуру — это хорошо и естественно».

    Элементы сталинского декора, аксессуары

    Декоративные элементы сталинского ампира весьма своеобразны – пятиконечные звезды, серп и молот, изображения колосьев пшеницы, перевязанных лентой, лавровых венков. Это объемные гипсовые или резные панно, изображающие простых рабочих людей, с упоением трудящихся на благо великой страны. На полках, столах, других видных местах располагаются бронзовые, деревянные, фарфоровые статуэтки или скульптурные группы идеологической направленности. Также встречаются барельефы со львами, а также инкрустации с картинами общественно значимых событий.

    Как выбрать для разных комнат

    Ампирная мебель требует просторного помещения, при скромных габаритах целесообразно оформить дом в другом стиле
    Для гостиной, где планируется принимать гостей, очень важно поддерживать парадность, этого можно достичь благодаря массивной мебели с роскошным декором, отделки, подчеркивающей пышность и праздность. В XIX веке в приоритете была красота, поэтому можно заметить, что мебель в имперском стиле отличается витиеватым декором и правильными линиями

    В процессе выбора мебели (не важно, оформляется гостиная или другие комнаты) нужно обращать внимание на ее внешний вид: она должна выглядеть так, будто бы предназначается для императора

    Выбирая мебель для интерьера в ампирном стиле, важно знать, какими чертами она должна обладать. Шкафы для спальни должны быть изготовлены из дорогостоящих пород дерева и быть внушительными по размерам (самая минимальная ширина – 130 см)

    Часто в шкафы встроены зеркала, а также в их дизайне предусмотрены красивые фигурные ручки. Кровати, как правило, массивные, а их изголовье привлекает своей резьбой или обивкой.

    Нередко в спальнях завешивают кровать балдахином (он обязательно выполняется из того же материала, что и обивка изголовья кровати), а также в помещении расставляют пуфики. Зеркала и люстру из хрусталя сложно назвать мебелью, однако это те элементы декора, которые играют важную роль при создании стиля ампир. В женских спальнях также очень элегантно смотрятся туалетные столики.

    Не стоит забывать про декоративные элементы, подчеркивающие роскошь убранства: изящную посуду из фарфора, древнеримские статуэтки, картины в позолоченных рамках, зеркала в бронзовом обрамлении. Все это должно находиться на видном месте в гостиной.

    Цветовая гамма в интерьере

    Стиль ампир любит сочетать пастельные тона с золотом. Для контрастного интерьера допустимо использовать несколько насыщенных оттенков.

    Синий цвет в кабинете поможет чувствовать себя более уверенноИсточник rehouz.info

    Рассмотрим психологическое влияние цвета на человека:

    • Золото ‒ символ авторитета, процветания, материального блага. Цвет главный при оформлении помещения стиля ампир. Золотой оттенок развивает логику, повышает самооценку, способствует заключению успешных договоров и выгодных сделок.
    • Белый ‒ символизирует мир, чистоту, честность. Белый визуально увеличивает пространство, наполняет помещение свежестью, совершенством.
    • Серебро ‒ помогает сосредоточиться, восстанавливает силы.
    • Коричневый ‒ цвет вызывает чувство защищенности, придает уверенности, способен сгладить конфликтую ситуацию. Символизирует надежность и стабильность.
    • Красный, бордовый, винный, терракотовый ‒ насыщает мощной энергией, заряжает оптимизмом, побуждает к активным действиям.
    • Синий, голубой ‒ холодные тона наполняют комнату воздушностью и легкостью, лечат головные боли, бессонницу. Синий притупляет нервную систему, снижает возбудимость, вырабатывает дисциплину, организаторские способности. Голубой способствует развитию речи, абстрактному мышлению.
    • Пурпурный ‒ символ творчества и вдохновения. Развивает интуицию, помогает составить планы, реализовать идеи.
    • Бежевый ‒ придает нежности, романтизма, наделяет сочувствием, сентиментальностью. Цвет оказывает успокаивающее действие, как и вся палитра пастельных тонов.

    Белый, золото и коричневый ‒ выглядит стильно на кухнеИсточник rehouz.info

    В оформлении комнаты стиля ампир обязательно участвует золотой. Насыщенные оттенки используются в основном в деталях: обивка мебели, шторы, покрывала, скатерти, наволочки, пледы. Пастельные тона подойдут для оформления стен, чаще это молочный, слоновая кость, бежевый, кремовый, белый.

    Иногда интерьер выполняют в красных тонах, красный в данном случае символизирует победу и дух сраженияИсточник www.topdom.ru

    Лепнина в СССР: взлеты и падения

    Во все времена развитие архитектуры, как, впрочем, и практически всех других видов культуры и искусства, зависело от множества различных факторов: в первую очередь — экономики, политики, идеологии. И следует признать, что отнюдь не всегда это влияние имело положительный результат. Скорее – наоборот.
    К сожалению, данный вывод в полной мере применим к истории и судьбе российского архитектурного лепного декора. Тем более — в эпоху социализма, которая настигла нашу страну в 1917 году.

    За последний век лепнине катастрофически не везло несколько раз и по разным причинам. Хотя, надо отметить, что были в этот период и просто триумфальные для нее времена.

    Все дело в цвете

    Ампир это, прежде всего, роскошь. Поэтому колеры в этом стиле нужны насыщенные, яркие, но, вместе с тем, спокойные и гордые. Классика жанра – золотой. Это символ власти и богатства, поэтому в качестве декора можно не стесняясь использовать золотые отделки.

    Как базовые цвета в стиле ампир лучше всего выбирать благородные, сочные цвета: кроваво-красный, глубокий синий, небесно-голубой или белый. Однако пользоваться цветовыми сочетаниями стоит аккуратно. Чтобы вместо стиля ампир не получить авангард, нужно выдерживать помещения в определённой цветовой гамме, не допуская триколоров. Стены пол и потолок должны гармонировать друг с другом.

    Особенности стиля ампир в интерьере

    В стиле ампир важную роль играют стены. Они занимают львиную долю пространства помещения и приковывают к себе взгляды еще на входе. Поэтому в качестве оформления стен чаще всего используют шелк или парчовые ткани.

    Стиль ампир в интерьере

    Идея дизайна в стиле ампир

    Стены

    Учитывая достижения прогресса в современном интерьере дорогие ткани можно заменить фактурными покрытиями, имитирующими тканые материалы. Лучше всего будут смотреться обои, украшенные африканскими мотивами или символикой военной тематики. Если необходимо создать более строгую атмосферу, можно использовать текстурные покрытия для стен с простым, односложным орнаментом.

    Также стены, оформляя помещения в стиле ампир, как правило, украшают глухими аркадами, римскими колоннами, медальонами, фресками и барельефами. Художественные элементы декора, украшающие стены непременно должны пересекаться с военной тематикой. Обязательным атрибутом являются большие зеркала.

    Стиль в ампир в интерьере комнаты

    Дизайн комнаты в стиле ампир

    Современный дизайн квартиры в стиле ампир

    Потолок

    Потолок не менее важен. Для его оформления также нужно использовать только натуральные и дорогостоящие элементы. Строго по центру нужно разместить большую люстру из хрусталя. Вокруг главной детали потолок декорируется позолоченной лепниной. Колер, чаще всего, белый, но возможно допустить вольность, использовать для окраски материалы молочного или светло-бежевого цвета.

    Пол

    Если речь идет о стиле ампир, то выбор напольных покрытий не слишком велик. Можно использовать либо паркет из красного дерева или мраморную мозаику, с мотивами из греческих или римских художественных произведений.

    Окна

    Окна, в зависимости от назначения помещения, можно украсить шелковыми гардинами или многослойными тяжелыми тканями с бахромой. Цветовая палитра занавесей должна быть выдержана в стиле императорских дворцов – пурпурная, красная основа с золотым тиснением и окаймлением.

    Стиль ампир в интерьере

    Идея дизайна в стиле ампир

    Мебель

    Мебель стиля ампир – это тяжелые предметы, выполненные из пород красного дерева, украшенные резьбой и позолотой. Поверхность мебели в интерьере ампир всегда гладко отполирована, ножки чаще всего выполнены как лапы льва, египетские сфинксы или римские колонны. Подбирая мебель для современной гостиной, лучше всего отдать предпочтение антикварным образцам.

    Комнаты, оформленные в имперском стиле, отлично дополнят старинные комоды, серванты, круглые столы, изящные кушетки с мягкими формами. Кстати, плавные черты ампир приобрел после адаптации к российской публике. Французы, призванные знатью, оформляли поместья дворян, смягчая военно-триумфальные формы французского стиля.

    Стиль в ампир в интерьере комнаты

    Дизайн комнаты в стиле ампир

    Современный дизайн квартиры в стиле ампир

    Отделочные материалы, текстиль, мебель

    При выборе материалов для стиля ампир отдать предпочтение нужно натуральным представителям: палисандровая и черная древесина, красное дерево, мрамор, серебро, бронза, позолота, фарфор, хрусталь.

    Строгие формы мебели оживляет отделка из позолотыИсточник www.topdom.ru

    Вся мебель в стиле ампир должна быть сделана из одной породы дерева, хорошо отполирована и массивна ‒ это подчеркнет изысканность помещения. Для изготовления подойдут дуб, ольха, умнини, бокота, гренадил, сандал.

    Элементы, украшающие мебель, могут быть не только золотого цвета, серебро ‒ отлично вписывается в императорский стильИсточник www.topdom.ru

    Примеры подходящей мебели:

    • стеклянная витрина для антикварной посуды, элитных напитков;
    • небольшая тахта «рекамье» с декоративными подушками, извитой спинкой;
    • диваны, кресла с резными элементами;
    • подушки, расшитые золотыми или серебряными нитками;
    • большие шкафы с прямыми углами, симметричными бронзовыми накладками;
    • книжный шкаф с трельяжем;
    • старинный комод на извитых ножках в форме лебедей, лап льва, колонн, сфинксов;
    • круглый или овальный стол, с красивой сервировкой;
    • искусственно состаренный сервант;
    • резной, рабочий стол;
    • стулья с высокой спинкой;
    • кровать с большим, расписным, позолоченным изголовьем.

    Позолота по периметру кровати и ее изголовью хорошо смотрится на фоне белых стенИсточник www.topdom.ru

    Для стиля ампир подойдут портьерные шторы из плотной ткани с интересной драпировкой. Занавески украшают подхватами, кисточками, бахромой, жабо, многоуровневыми ламбрекенами. Обивку мягкой мебели желательно выполнить жаккардовой тканью с растительными узорами, симметричными полосками, вензелями.

    Повторяющийся рисунок на обоях и обивки дивана создает гармонию в комнатеИсточник www.topdom.ru

    Отделочные материалы должны отвечать дороговизне и помпезности:

    • Для пола подойдет элитный паркет со сложным рисунком, плитка мозаика из мрамора.
    • Потолок почти всегда окрашивают в белый или цвет слоновой кости. В центре украшают розеткой из гипса, по периметру ‒ лепниной с орнаментом.
    • Для стен подойдет драпировка из ткани: шелк, парча, бархат. Можно использовать текстильные обои, ширина бесшовных моделей достигает 3,5 метра. Красиво будут смотреться состаренные деревянные панели на стенах.

    Для стен в столовой подойдут обои в симметричную, вертикальную полоскуИсточник www.topdom.ru

    Ампир в интерьере ‒ это атмосфера богатства и беспрекословной власти. В таком помещении легко почувствовать себя императором мира.

    Для ванной в стиле ампир подбираются позолоченные смесители и держатели для полотенецИсточник www.topdom.ru

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]