Какой должна быть мебель в школе: санитарные нормы и правила

Правовая база, нормативные акты

Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, назначение которого – систематизация и стандартизация учебных процессов и обеспечение их высокого качества в школах.

Документ составлен на основе перечней специализированных требований, среди которых:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года №986 о минимальном техническом оснащении учебных процессов в ученических классах;
  • САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (актуализированная на сегодняшний день версия) о санитарно-эпидемиологических требованиях к учебным помещениям и организации процесса обучения.

Для начальных школ ФГОС определён приказом того же Министерства России от 6 октября 2009 г. № 373. Последняя редакция от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Основной документ, на который сегодня опираются учебные заведения при комплектовании – Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336.

Учебные организации в праве вносить изменения и уточнять заданные нормы и правила, придерживаясь установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.

Общие требования


По нормированным правилам эксплуатации ученические столы должны служить не меньше 10 лет, а стулья — не меньше 5 лет. Стеллажи шкафы, полки рассчитаны на работу в течение 20 лет.
В тексте ГОСТ и СанПиН содержатся общие требования, которым должна соответствовать мебель для кабинета школы или другого учебного пространства:

  • Педагогические. Комплекты обеспечивают проведение урока, например, в кабинете химии нужны особые столы, в классе рисования их совмещают с мольбертами.
  • Санитарно-гигиенические. Комплекс нормативов направлен на сохранение приемлемых условий для обучения. Уделяют внимание безопасности, надежности, долговечности. Покрытие должно легко мыться, материалы — не выделять в воздух вредных для здоровья компонентов.
  • Эргономические. Нормы учитывают физиологические и анатомические особенности детского организма с учетом возраста школьника и его роста. Парты, стулья должны быть удобными. Уделяют внимание расстоянию между соседними столами, ширине проходов между рядами, удаленности доски от первого ряда.
  • Производственно-экономические. Нужно выбирать качественную мебель и грамотно ее собирать, чтобы не покупать каждые 2-3 года.
  • Архитектурно-художественные. Цвет мебели в школе подбирают в соответствии с дизайном. Есть специальные гарнитуры для школьников, обучающихся по особой программе — для таких случаев в материалах ГОСТ есть рекомендации.

На первом месте стоит безопасность предметов: отсутствие острых углов, применение округлого металлического профиля, регулировка ножек, устойчивость парт, стульев и столов.

Техническое оснащение

ФГОС определяет комплекс аппаратуры, которая рекомендуется для установки в каждом ученическом классе общеобразовательной школы для усовершенствования образовательного процесса:

  • Плейеры мультимедиа и магнитофоны (на выбор, это могут быть комплексные устройства);
  • Телевизор;
  • 808и;
  • Экран для проектора (проецирование изображений на стену не допускается);
  • Компьютеры или планшеты для коворкинга.

Для просмотра телефильмов и передач рекомендуется планирование отдельной зоны с обеспечением необходимых безопасных расстояний для глаз.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 для каждого специализированного кабинета могут быть выбраны разные наборы интерактивного и научного оборудования.

Выбор ученических парт

Конструкцию определяют так, чтобы осанка ученика была правильной, поза — наименее утомительной, удобной для чтения, рисования и письма.

Особенности хорошей парты:

  • Позволяет сидеть во время обучения в удобной позе, которая не препятствует нормальному росту и развитию.
  • Конструкция — простая, не вызывает трудностей при эксплуатации школьником и при уборке.
  • Размер подбирают так, чтобы ученик не мешал заниматься соседу.

Конструктивные элементы надежно скрепляют, чтобы не было люфта, применяют качественные материалы.

Разновидности

Классической считают двухместную парту, но последние обучающие технологии предполагают рассаживать школьников за одноместными столами со скамьями. Второй вариант удобнее для ученика. Его приобретают, если в классе достаточно пространства для расстановки.

Виды школьных парт:

Регулируемые используют много лет. Когда дети подрастают, с помощью механизма поднимают крышку, сиденье стула.

Ортопедические предназначены для школьников, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Они также предупреждают развитие сколиоза.

С откидной крышкой используют в классах, где мало места. Эта модель позволяет отвечать стоя.

Моноблочные модели, где стол неразрывно соединен с лавкой, чаще используют для начальных классов, когда школьник привыкает к правильной осанке.

Таблица соответствия парты росту ребенка

Конструкция школьной парты должна соответствовать принятым стандартам — учитывать высоту сиденья и столешницы, угол наклона крышки, промежуток между краем стола и спинкой. Эти характеристики пропорционально соответствуют и зависят от роста ученика.

Таблица параметров по росту ребенка:

Сиденье находится на высоте длины голени от ямки под коленом до подошвы с учетом двухсантиметрового каблука, при этом нога в колене согнута под углом 90°. Ширина лавки обеспечивает опору бедра на 2/3 или 3/4. Вертикальную линию от края столешницы до поверхности сиденья (дифференцию) принимают на уровне 1/7 или 1/8 части от роста.

Оформление кабинета начальной школы по ФГОС

Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Поставленная цель достигается совместной работой педагога, учащихся и родителей. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость.

Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога. Цвета, рекомендуемые для стен, панелей кабинетов начальных классов по ФГОС.

· голубой

· оранжевый

· зеленый

· бежевый

· желтый

· бирюзовый

Требования к стульям

Чаще производители предлагают модели из клееной фанеры на стальном каркасе. Фанеру для сиденья и спинки в процессе изготовления формируют так, что она удобно повторяет изгиб тела. Есть варианты с прямыми плоскостями для преподавателей в учительской или в кабинете.

Виды опорных конструкций:


На ножках


С полозьями


Т-образная

Школьные стулья должны быть:

  • устойчивыми, надежными;
  • долговечными;
  • прочными, выдерживающими вес сидящего.

Спинка должна быть широкой, профилированной, составленной из нескольких элементов для дополнительной опоры.

Комплексное планирование кабинетов под ключ

ТД Комплектант предлагает комплексное оснащение школьных кабинетов согласно Приказу № 336 Министерства Образования РФ и ФГОС от проектирования планировки до поставки сертифицированного оборудования, в том числе под ключ.

При подборе компонентов учитываются нормы безопасности, удобства и гигиены, а также особенности интерьера. По каждой категории мы предлагаем выбор наиболее оптимального варианта мебели и учебного оснащения по потребности каждого отдельного класса и даже школьной программы.

Компания сотрудничает с производителями парт и мультимедийного оборудования для обучения, поэтому поставки необходимой техники и мебели осуществляются в короткие сроки на выгодных условиях, что особенно важно для бюджетных учреждений. Работаем по всей России.

Проводим бесплатные демонстрации оборудования и обучение преподавателей.

Чтобы заказать комплектацию кабинета, демонстрацию или прайс оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 200-75-40.

Требования к классной доске

Стандартно в школе применяют деревянные, металлические или пластиковые поверхности, на которых пишут мелом. Покрытием служит матовая краска коричневого, черного, темно-зеленого цвета. Есть модели с поверхностным слоем из фарфора — стойкая к истиранию шероховатая поверхность служит до 10 – 20 лет.

Требования к различным вариантам современных досок:

Флипчарт. Листы бумаги на поверхности должны легко отрываться и меняться новыми. На таких пишут не только маркерами, но и карандашами, ручками.

Магнитная доска. На поверхности с содержанием в составе магнитного порошка и полимеров должны надежно крепиться таблички, рисунки, буквы. Прочность конструкции увеличивают рамкой из алюминиевой полосы.

Доска из пробки. На такой поверхности не пишут, а только размещают иллюстрации на кнопках, поэтому плоскость должна выдерживать многочисленные проколы.

Классические доски бывают плоскими или с закрывающимися створками. Под ними располагают полку для сбора осыпающегося мела. Поверхность делают из моющегося материала.

Решения для бизнеса

  • магазины

    одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техника Подробнее

  • склады

    материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций Подробнее

  • маркировка

    табак, обувь, легпром, лекарства Подробнее

  • производство

    мясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажное Подробнее

  • rfid

    радиочастотная идентификация товарно-материальных ценностей Подробнее

  • егаис

    автоматизация учётных операций с алкогольной продукцией Подробнее

  • Требования к мебели и комплектации других школьных помещений

    С развитием новых обучающих направлений меняется комплектация школьной мебели. Остаются актуальными требования по экологической чистоте применяемых материалов. Они должны обеспечивать прочность конструкции и эксплуатационную безопасность.

    Предметы школьной мебели должны быть адаптированы к новым методам обучения и средствам передачи информации.

    Столовая


    Обязательным требованием является легкость влажной чистки мебели. Поверхности должны стойко выдерживать действие бытовой химии для мытья.
    Требования к гарнитуру в школьной столовой (СанПиН 24.2.28.21 – 2010):

    • Нижние горизонтальные поверхности мебели (подножки, сиденья, перемычки, полки стеллажей) располагают от пола на высоте не меньше 15 см, чтобы делать влажную уборку.
    • Гарнитуры должны создавать уют, быть легкими, красивыми, эстетически привлекательными.
    • Высоту стульев и столов выбирают по стандарту, который разработан для удобства принятия пищи школьниками разного возраста.

    Разрешается обивка искусственной кожей, на ножках устанавливают заглушки из пластика для уменьшения звука при передвижении.

    Библиотека


    Читальный зал и рабочее место библиотекаря также должны быть обустроены из экологически чистых маериалов. Используют природную древесину или прессованные плиты на безвредной клеевой основе.

    Стандартные требования к библиотечным гарнитурам:

    • Уделяют внимание эргономике мебели.
    • Читальным залом пользуются взрослые, маленькие школьники и подростки, поэтому для разных групп выделяют зоны с соответствующей высотой стульев и столов.
    • Столы и стулья должны быть удобными, чтобы ничего не отвлекало ребенка от занятий или чтения.

    Иван Бокорезов

    Мебельный обозреватель и дизайнер

    Задать вопрос

    Руководители образовательных школ иногда выбирают для библиотеки гарнитуры эконом класса. Это не запрещено, но обязательно нужен сертификат соответствия санитарным нормам, сертификат качества. Производители дешевой продукции могут нарушать нормы экологической чистоты и безопасности.

    Актовый зал


    В состав мебели входят кресла, трибуны, сценические конструкции. Сиденья иногда объединяют в одну группу по 3 — 4 элемента.

    Их приобретают и собирают с учетом требований:

    • Опорные элементы должны выдерживать требуемые нагрузки, ножки — не гнуться и не ломаться.
    • Для удобства передвижения по пустому ряду сиденья и подлокотники должны переворачиваться, становиться в вертикальное положение.
    • Фурнитура мебели высококачественная (петли не просаживаются, не заедают).
    • Сиденья, спинки и ножки не портятся от веществ, применяемых для санобработки.

    Поверхность делают их дерева или клееной фанеры без участия формальдегидов. Допускается мягкая обивка из моющихся износостойких материалов, например, дерматина, винилискожи. В качестве каркаса используют металл или дерево.

    Гардеробы/раздевалки


    Такие помещения оснащают вешалками, шкафчиками, крючками для навешивания одежды, обувными ячейками. В спортивных раздевалках предусматривают скамьи для удобного переобувания сидя. Вешалки бывают настенными, напольными и передвижными на колесах.

    Требования к мебели в школьном гардеробе:

    • Высота крючков соответствует каждой возрастной группе, для этого выделяют секции для старшеклассников и младших учеников.
    • Вешалки устойчивые, не шатаются, хорошо закреплены, не падают.
    • Крючки делают из прочной стали, обломанные детали меняют новыми.
    • Скамейки для переобувания должны быть разной высоты.

    На дверках шкафов обязательно есть ручки, врезные замки. Некоторые раздевалки в школе не имеют обувных ячеек. Это является нарушением.

    Спецкабинеты


    Оборудование класса химии
    К такой категории относят помещения для лабораторных работ по физике, химии, мастерские, художественные классы. Поверхность столов различается в зависимости от назначения — есть обычное покрытие, химически стойкое.

    В лаборатории должны быть:

    • специализированные столы с гигиеническим сертификатом качества и сертификатом соответствия техническим требованиям;
    • шкафы или стеллажи для хранения обучающих материалов и средств;
    • шкафы для размещения аппаратуры;
    • мебель для работы учителя и демонстрации опытов;
    • столы (с бортиком) и стулья для учащихся;
    • вытяжные каналы (навесные или встроенные).

    Верстаки в школьной мастерской не должны иметь деформированных плоскостей, рабочая поверхность — не наклонена, чтобы тяжелые инструменты не скатывались под ноги. Конструкция рабочего стола прочно закреплена к полу, отрегулирована по высоте.

    Решения для бизнеса

    • магазины

      одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техника Подробнее

    • склады

      материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций Подробнее

    • маркировка

      табак, обувь, легпром, лекарства Подробнее

    • производство

      мясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажное Подробнее

    • rfid

      радиочастотная идентификация товарно-материальных ценностей Подробнее

    • егаис

      автоматизация учётных операций с алкогольной продукцией Подробнее

    • Меблированная продукция для ученического использования должна обладать следующими параметрами:

    • Блеск покрытия не больше 49%.
    • Рабочая поверхность легко очищается от загрязнений. Столы для научных классов оснащены защитным слоем от химических веществ.
    • Соответствие всем эпидемиологическим нормам.

    Размеры учебной мебели и ее маркировка в школе (по СанПиН)— это далеко не единственные условия, которые должны быть выполнены. Требования выдвигаются и к сборке:

    • Надежная фиксация всех деталей конструкции.
    • Невозможность ручного отделения элементов фурнитуры.
    • Отсутствие каких-либо неровностей на внешней поверхности. Острые края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты.
    • Загрязняющие детали спрятаны.

    ГОСТ 22360-95 регулирует надлежащую фиксацию предметов крупных габаритов:

    • Крепкое и неподвижное соединение всех деталей конструкции и невозможность разобрать ее вручную.
    • Надежное крепление подставки (при ее наличии) с предметом.

    Мебель, применяемая в учебных заведениях, должна иметь специальную маркировку, которая указывается на русском или официальном региональном языке. Запрещается нанесение любых меток на рабочей поверхности. Пометка столов проводится при помощи специальных цветных наклеек, которые соответствуют ростовых категориям ГОСТ 11015 и 11016.

    Как маркировать номера парт и стульев по росту (СанПиН)

    Ученическая мебельная продукция должна быть промаркирована с учетом ростовой группы детей, которые будут за ней учиться. Существует единая классификация, которая остаётся неизменной и обязательной для всех общеобразовательных заведений. Она включает в себя несколько показателей: ростовая группа, маркированый цвет, высота стола и стула. На этом основании выделяют:

    • Первая: 110 — 115 см, оранжевый, 46 и 26 см.
    • Вторая: 115 — 130 см, фиолетовый, 52 и 30 см.
    • Третья: 130 — 245 см, желтый, 58 и 34 см.
    • Четвёртая: 145 — 160 см, красный, 64 и 38 см.
    • Пятая: 160 — 175 см, зелёный, 70 и 42 см.
    • Шестая: более 175 см, голубой, 76 и 46 см.

    Есть и нулевая группа, не включенная в основную таблицу. Как правило, она устанавливается в детских садах и прочих дошкольных учреждениях. Она применима для детей, рост которых не превышает 95 сантиметров. Первая и вторая категории встречаются нечасто, так как среднестатистический рост ребёнка, идущего в первый класс, составляет примерно 130 см.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]